Русская история № 2 2015 - page 8

ных и сколько-нибудь сносных
шоссейных дорог труд был ис-
ключительно тяжёлым, недаром
нанятые возчики не раз отка-
зывались в дороге от принятых
на себя обязательств по пере-
возке, и их приходилось заме-
нять новыми», – писал историк
Н. Н. Рубцов. Бронзовая ста-
туя высотой 4,5 метра на
16-метровом основании была
установлена, и 28 сентября
1853 года состоялось торже-
ственное открытие монумента.
В годы завершения работы
над памятником киевский ми-
трополит Филарет (Ф. Г. Амфи-
театров) выступил с предложе-
нием соорудить в городе собор
памяти св. Владимира «во вкусе
афинских церквей». Образ зда-
ния должен был зримо напоми-
нать об эпохе князя Владимира
и свидетельствовать о духовной
преемственности между средне-
вековой Византией и Россией
XIX столетия. Для составления
проекта митрополит пригласил
архитектора Ивана Васильевича
Штрома (1823–1888), работав-
шего в те годы в Киеве и постро-
ившего здание Владимирского
кадетского корпуса и другие
сооружения. Ссылка на Афины
не случайна: в 1848–1851 годах
зодчий участвовал в возведении
нового кафедрального Благо-
вещенского собора в Афинах
(1842–1862) по проекту извест-
ного венского зодчего Теофила
Ханзена (1813–1891), знатока
византийской архитектуры.
Проект Штрома стал одним
из первых примеров «визан-
тийского стиля» в русском цер-
ковном зодчестве. Вместо при-
вычного карниза, отделявшего
купол от барабана, архитектор
спроектировал аркаду – типич-
ный элемент византийской ар-
хитектуры. Центральная глава,
приподнятая на постаменте,
и четыре окружавшие её боко-
вые, приобрели «греческий» ха-
рактер, как и предусматривалось
заказом. В рисунке венчания
малых главок вместо плавных
арочек появились треугольные
карнизы, так что возник иной
декоративный мотив. Благодаря
разнообразию венчаний бараба-
нов достигалась постепенность
визуального перехода от плав-
ных очертаний центральной
группы пяти куполов к горизон-
талям основной массы здания.
Архитектор внёс разнообразие
и в линейную декоративность
фасадов. «Полосатая» кладка
фасадов, имитирующая визан-
тийскую кладку со «скрытым»
рядом, использовалась в ка-
честве декоративного приёма,
что стало одной из характерных
особенностей в эволюции «ви-
зантийского стиля».
Штром опирался на знако-
мый исторический прототип.
Композиция храма напомина-
ла структуру центрального ядра
киевского Софийского собора.
В обоих зданиях похоже рас-
положение центральной и боко-
вых глав: возникает ощущение
пирамидальности построения
композиции. Близка и кон-
структивная система, основан-
ная на применении сводчатых
и купольных покрытий. Нова-
торство заключалось в разработ-
ке декоративного языка «визан-
тийского стиля», который с тех
пор получит развитие в творче-
стве русских зодчих.
Проект собора был утверж-
дён Императором во многом бла-
годаря авторитету митрополита
Филарета. По воспоминани-
ям Штрома, процитированных
в статье А. В. Прахова, Николай I
заметил: «…терпеть не могу это-
го стиля («византийского».
Ю.С
.), ноневпримерпрочимраз-
решаю». Более склоняясь к ран-
нему русскому стилю, представ-
ленному творчеством академика
К. А. Тона, Император сохранял
пристрастие к основам класси-
цистического искусства, что уже
проявилось в утверждении проек-
та киевского университета.
Проект Штрома потребо-
вал корректировки. Собранных
средств было недостаточно для
возведения здания столь вну-
шительных размеров. Для до-
работки проекта обратились
к епархиальному архитектору
П. И. Спарро. В результате ис-
чезли боковые объёмы, высту-
павшие за границы центрального
Памятник святому князю Владимиру
в Киеве.
Фото начала ХХ в.
Проект Владимирского собора в Киеве.
Архитектор И. В. Штром.
1853–1859 гг.
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,...116