Русская история № 2 2015 - page 7

обрела конкретные очертания
в 1833 году после докладов мо-
нарху о необходимости учреж-
дения в Киеве высшего учебно-
го заведения памяти Великого
князя. В этом же году над моде-
лью фигуры крестителя Руси на-
чал работать известный петер-
бургский скульптор профессор
Академии художеств Василий
Иванович Демут-Малиновский
(1779–1846).
Памятник Владимиру Свя-
тому в Киеве можно считать
одним из ранних примеров
историзма в русском монумен-
тальном искусстве. При рабо-
те над эскизом автор опирался
на собственный опыт создания
фигуры древнерусского воина
на Нарвских воротах в Санкт-
Петербурге (1830–1833) и статуй
рыцарей на Белой башне в Цар-
ском Селе. В работе над средне-
вековыми образами – новым
словом в русском монументаль-
ном искусстве – несомненное
влияние оказал президент Ака-
демии художеств А. Н. Оленин.
В феврале 1834 года глиня-
ная модель была завершена, но
из-за болезни скульптора от-
ливка эскиза была отложена
почти на год. В январе 1835 года
А. Н. Оленин писал: «Демут-
Малиновский, несколько удо-
сужившись, представил мне
сочинённый им проект при сём
сопровождаемой статуи свято-
го Великого князя Владимира
с двумя барельефами: “Кре-
щение народа русского” и “За-
кладка первого христианского
храма в России”». Очевид-
но, эскиз статуи В. И. Демут-
Малиновского получил Вы-
сочайшее одобрение, так как
в течение последующих десяти
лет встречаются только данные
о новом проекте постамента, ко-
торый был составлен архитекто-
ром Александром Андреевичем
Тоном (1790–1858), братом вы-
дающегося придворного зодчего
Константина Андреевича Тона.
В 1846 году шли работы над
исполнением памятника. Его
создание было поручено Пе-
тру Карловичу Клодту (1805–
1867), не только известному
и талантливому скульптору, но
и заведующему Литейным дво-
ром Академии художеств. По
небольшому эскизу им была
создана глиняная модель, по-
служившая оригиналом для
отливки бронзовой фигуры.
Несомненна творческая пре-
емственность между замыслом
В. И. Демут-Малиновского и его
воплощением П. К. Клодтом.
Главное заключалось в сохране-
нии монументальности эскиза,
ведь памятник был предназна-
чен для восприятия с большого
расстояния, и в данном случае
дробность и излишняя детали-
зация казались неуместными.
П. К. Клодт блестяще справился
с этой задачей. Облачение фи-
гуры князя в свободно ниспа-
дающие древнерусские одежды
придало массе статуи обоб-
щенный характер и вертикаль-
ную динамику. Опиравшийся
на постамент гигантский крест
в руке князя, – символ Креще-
ния Руси, – ещё больше усили-
вал впечатление монументаль-
ности композиции и придавал
узнаваемый характер запоми-
нающемуся силуэту. Левой ру-
кой князь держал великокня-
жескую корону, выполненную
по образцу «шапки Мономаха».
Его молитвенный взор обращен
к Всевышнему, перед которым
он в ответе за свой город и за
своё Отечество.
Статуя князя Владимира
стоит на высоком трёхъярусном
основании.
Цилиндрический
постамент, сомасштабный ста-
туе, опирается на восьмигран-
ное основание с гербом Киева,
которое, в свою очередь, стоит
на восьмигранном здании с ки-
левидными закомарами (в них
знаки ордена Св. Владимира)
и рельефом Демут-Малиновско-
го «Крещение киевлян», обра-
щённом к Днепру. Несомнен-
ное сходство архитектурной
стилистики памятника и по-
строек К. А. Тона ранее давало
основание приписывать ему
авторство проекта. Однако за-
слуга в завершении монумента
всецело принадлежит Клоду.
«Клодт сам устанавливал этот
памятник на месте, для чего
ему пришлось сопровождать
памятник при перевозке его
в Киев. При отсутствии желез-
Церковь Успения Богородицы
(Десятинная).
Архитектор В. П. Стасов.
Фото конца ХIХ в.
Памятник святому князю Владимиру
в Киеве.
1890-е гг. Альбуминовый
отпечаток
.
ГИМ
Именем святого Владимира
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,...116