Русская история № 2 2015 - page 6

Ю. Р. Савельев, 
доктор искусствоведения, 
член-корреспондент Российской академии 
художеств 
ИМЕНЕМ 
СВятОГО ВлАДИМИРА
НИКОлАй I  
И ВОЗРОЖДЕНИЕ КИЕВА
Образ святого князя Владими-
ра – крестителя Руси – один из
основополагающих не только
в пантеоне православных свя-
тых, но и в искусстве историзма,
впервые получившего мощный
импульс для развития благодаря
высочайшему заказчику – Им-
ператору Николаю Павловичу.
История обращения к памяти
святого князя Владимира и во-
площения её в произведениях
искусства и архитектуры уди-
вительно точно соответствует
эволюции искусства историзма.
Сделав первые шаги во второй
половине XVIII века, оно заяв-
ляет о себе в 1830-е годы, дости-
гает расцвета во второй поло-
вине столетия и продолжается
до середины ХХ века. Само его
происхождение теснейшим об-
разом связано с развитием исто-
рической науки и обращением
к цивилизационным истокам
европейских стран, к их духов-
ным корням, и прежде всего –
к эпохе Средневековья.
Император Александр I соб-
ственноручно утвердил проект
первого («нижнего») памятни-
ка крещению Руси у подножия
Владимирской горки, установ-
ленного в Киеве в 1802 году. Он
представлял собой «колонну
рической личностью, память
которой предстояло запечатлеть
в произведениях киевского ис-
кусства, представлялся князь
Владимир.
Было задумано основание
высшего и средних учебных за-
ведений, возведение нового зда-
ния Десятинной церкви и вели-
чественного
Владимирского
собора и, наконец, памятника
крестителю Руси над Днепром.
Осуществление этих грандиоз-
ных замыслов, превративших
Киев из второстепенного про-
винциального города в евро-
пейскую столицу Малороссии,
завершилось при Николае II.
На протяжении десятилетий
возрождению древней столицы
Руси уделяли внимание пре-
зиденты Академии художеств,
киевские митрополиты, выдаю-
щиеся архитекторы, скульпторы
и живописцы.
Начиная с Николая I Киев
оставался под высочайшим по-
кровительством. Первый раз
Император побывал в городе
23–25 июня 1829 года, и после
этого посещал Киев почти еже-
годно. Мысль о сооружении па-
мятника князю Владимиру при-
Образ номера
Памятник святому князю Владимиру 
в Киеве.
Литография 1860-х гг. ГИМ
тосканского ордена, постав-
ленную на арках, под которы-
ми устроен бассейн с ключевою
водой. Высота памятника –
10 сажен 2 аршина» (22,76 ме-
тра). В последний год прав-
ления Александра I начались
раскопки фундаментов церкви
Успения Богородицы (Десятин-
ной), возведённой в 991–996 го-
дах. Это событие положило на-
чало системным археологиче-
ским исследованиям средне-
векового Киева, учреждению
«Комитета для изыскания древ-
ностей» (1835) и публикации,
с середины 1830-х годов, первых
научных исследований об эпохе
князя Владимира.
Значение Киева как цен-
тра христианского просвеще-
ния и основополагающая роль
в этом князя Владимира, богат-
ство истории города, архитек-
турные и археологические па-
мятники привлекли внимание
ИмператораНиколая I, который
стал инициатором градострои-
тельной и художественной про-
граммы по возрождению города
как интеллектуальной и художе-
ственной столицы юга России.
Именно в эпоху его царствова-
ния в русском искусстве возоб-
ладал историзм. А главной исто-
Русская история
2
2015
4
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,...116