и её юридические прерогативы.
Решение первой проблемы со-
стояло в том, что практика де-
сятины, введённая Владимиром
для церкви Богородицы, расши-
рялась на всю церковную орга-
низацию. Вторая проблема ре-
шалась учреждением отдельного
церковного суда, в деятельность
которого не мог вмешиваться
суд княжеский и боярский. Та-
ким образом, государство пере-
давало Церкви решение спорных
вопросов в области духовной
жизни, нравственности, семей-
ных отношений. Кроме того,
Устав фиксировал возникновение
в древнерусском обществе новой
социальной группы – «церков-
ных людей», подсудных только
церковному суду. Наконец, текст
Устава интересен тем, что в не-
которых списках этого текста
главой русской церковной ор-
ганизации называется митропо-
лит, правда, вместе с епископами
и собором. До сих пор не выяс-
нено, является ли упоминание
митрополита поздней вставкой
в текст Устава (для того чтобы
«подтянуть» принципы органи-
зации ранней Русской Церкви
к утвердившимся позднее грече-
ским правилам) или же отражает
реальное его пребывание в Кие-
ве в начале XI века.
Что принесло христианство
древнерусскому обществу? Не-
которые следствия Крещения
Руси общеизвестны— рождение
Русской Церкви, становление
русской христианской культу-
ры, книжность и письменность
и, наконец, каменное строитель-
ство. Однако за Крещением, как
свидетельствовали современни-
ки и ближайшие потомки князя
Владимира, последовали и более
глубинные и, одновременно,
глобальные изменения.
Прежде всего, с утверж-
дением христианского миро-
понимания рождается и
новое
отношение
к миру, к человеку,
к истории. Так, с принятием
православия на Руси возникло
понимание единства с ины-
ми христианскими народами.
Православие позволило вклю-
чить само бытие Киевской Руси
во
всемирно-историческую
традицию. Осмысление ново-
го места Руси во всемирно-
историческом процессе ярко
представлено уже в «Повести
временных лет». Неизвестный
нам летописец, с одной сторо-
ны, пытается выяснить и объ-
яснить вопрос о происхожде-
нии Руси, а с другой – вписы-
вает возникновение Руси в уже
существующую
библейскую
историю, считая, что земли
руси и славян находятся в пре-
делах земель, доставшихся сыну
Ноя Иафету: «В Иафетовой же
части обитает русь… Потомство
Иафета также: варяги, шведы,
норманны, готы, русь… Иафе-
товы же сыновья приняли за-
пад и северные страны. От этих
же семидесяти и двух народов
произошёл и народ славянский,
от племени Иафета – так назы-
ваемые норики, которые и есть
славяне». Таким образом, Русь
оказывалась, как и все другие
христианские народы, под Бо-
жиим покровительством.
Древнерусские
книжники
увидели в православии силу,
способную объединить разные
народы, живущие на территории
Киевской Руси, в
единый «новый»
христианский народ
. Поэтому
вXI–XII веках в их рассуждениях
возникает и постоянно проходит
идея «новых людей», каковыми
начинают называть славян и ру-
сов, принявших христианство.
«Повесть временных лет» при-
водит молитву Владимира, воз-
несённую им после Крещения
киевлян: «Боже великий, сотво-
ривший небо и землю! Взгляни
на
новых людей
этих и дай им, Го-
споди, познать тебя, истинного
Бога, как познали тебя христи-
анские страны».
Прибытие в Киев епископа.
Ф. А. Бруни
Беседа князя Владимира с греческим монахом о христианской вере.
Г. В. Ермолов. 1894 г.
Русская история
2
2015
20
Владимир Святой