Русская история № 2 2015 - page 30

монументальнее было здание,
тем обширнее и выше оставался
холм. Первых исследователей
Херсонеса привлекли именно
эти холмы, и раскопки начи-
нались с них. В настоящее вре-
мя на общем равнинном фоне
неизученной части Херсонеса
заметных холмов не осталось.
А значит, найти здание, сопо-
ставимое с Уваровской базили-
кой, уже нереально.
Немаловажно и то, что храм
стоит не изолированно, а явля-
ется частью огромного культо-
вого ансамбля, отгороженного
от остальной части города мону-
ментальной оградой. Ансамбль
этот занимает площадь, равную
двум большим городским квар-
талам. По составу входящих
в него зданий, по композиции
и планировке и, наконец, по
размерамон полностьюсоответ-
ствует тем памятникам, которые
хорошо изучены во многих ви-
зантийских городах и известны
как «епископские центры», или
«епископские кварталы». Кроме
храмов, такие кварталы включа-
ли дом епископа, который слу-
жил не только его жильём, но
и резиденцией. И, бесспорно,
самым важным и интересным
является присутствие в этом
ансамбле крещальни. Она един-
ственная в Херсонесе, ни при
каком другом храме города их
нет и быть не может. Почему –
станет ясно, если обратиться
к литургической практике того
времени.
С первых веков христи-
анства было заведено, и этот
обычай продержался вплоть
до XV–XVI веков, что креще-
ние, в особенности взрослых,
совершал только епископ. Ря-
довой священник мог крестить
только в исключительных слу-
чаях, имея на то специальное
разрешение епископа и вы-
ступая как его представитель.
Поэтому обряд совершался
только в тех храмах, где был
свой епископ, то есть в кафе-
дральных соборах.
Второй особенностью кре-
щения в древности было то,
что оно происходило не в са-
мих храмах, а в особых, рядом
с ними находящихся зданиях –
баптистериях, или крещальнях.
Вызвано это было тем, что по
каноническим правилам некре-
щеный не мог находиться в са-
мом храме вместе с верующими.
Готовящиеся к крещению де-
лились на несколько разрядов:
слушающие, просвещающиеся,
оглашенные и прочие. Они до-
пускались в определённую часть
храма – внешний или внутрен-
ний притвор – и получали воз-
можность находиться там до
определённого момента бого-
служения.
Это правило, появившееся
в III–IV веках, существовало по
меньшей мере до XI–ХII веков,
о чём свидетельствует ряд архи-
тектурных памятников, в частно-
сти, крещальня при Софийском
соборе в Киеве (1037). Здесь она
даже отделена от храма глухой
стеной.
Таким образом, по обыча-
ям и литургической практике
того времени крещение князя
Владимира могло быть совер-
шено только в баптистерии при
кафедральном храме Херсоне-
са. Причём таинства крещения
и миропомазания над князем
мог совершить только епископ
херсонесский. Остальные свя-
щеннослужители, в каком бы
сане они ни были, могли только
сослужить ему.
Внутри епископского квар-
тала могло существовать два
храма. Упоминания храма апо-
стола Петра содержатся во всех
греческих текстах житий херсо-
несских епископов и в их сла-
вянских переводах, во многих
греческих и славянских про-
ложных сказаниях. Житийные
тексты, особенно грузинский,
связывают баптистерий именно
с храмом Апостола Петра. Так
что есть все основания пред-
положить, что это и есть Ува-
ровская базилика, построенная
в IV веке.
Однако
древнерусские
летописи почему-то говорят
о церкви Апостола Иакова.
Апостол Иаков был первым
епископом Иерусалима, от-
куда прибыли все первые епи-
скопы Херсонеса, так что по-
явление храма его имени вы-
глядело вполне логичным. Но
когда его возвели? Более ран-
Крещальня (баптистерий) при храме Апостола Петра.
Продольный разрез с показом существующих стен
Владимир Святой
Русская история
2
2015
28
1...,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29 31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,...116