«большая базилика» (basilica
maior – в этом выражении
слово maior помимо первона-
чального значения «большая»
имеет и другое значение –
«главная»). Естественно, воз-
никли сомнения, мог ли князь
согласиться на торжественный
обряд, который должен был
предшествовать
долгождан-
ному династическому браку,
в малозаметной церквушке,
а не величайшем храме города,
хранящем драгоценные хри-
стианские святыни.
Этим вопросом задавался
и А. Бертье-Делагард – крупный
военный инженер второй поло-
вины XIX века, руководивший
постройкой фортификацион-
ных сооружений в Севастопо-
ле. Часто находясь там по долгу
службы, он посещал Херсонес
и на протяжении многих лет
был свидетелем раскопок. Его
перу принадлежат две книги
о городе. В одной, опубликован-
ной в 1892 году, он впервые точ-
но определил здание с купелью,
раскопанное вблизи Уваров-
ской базилики в 1876 году, как
баптистерий. И предположил,
что крещение князя Владимира
могло произойти именно там.
Однако доказательств пред-
ставить он не сумел, а потому
учёный мир остался при преж-
нем мнении. Это удивляет, ибо
в конце XIX – начале XX века
изучение ранних летописных
текстов привлекало внимание
лучших исследователей России,
специалистов мирового уровня:
А. А. Шахматова, С. П. Шеста-
кова, Д. В. Айналова и других.
Однако поиск места крещения
в пределах Херсонеса никого из
них, увы, не заинтересовал. До-
гадка А. Л. Бертье-Делагарда так
и не нашла аргументированного
обоснования.
Выражение летописца «по-
среде града» по-прежнему вос-
принималось
как
указание
на центр города. При этом не
учитывалось, что слово «посре-
де», «среде» помимо значения
«посредине», «в центре» может
иметь и другое значение: «вну-
три города», «внутри городских
стен», «в городе». Это означает,
что церковь, в которой князь
Владимир крестился, могла на-
ходиться в любой части внутри
городских стен.
И прежде всего следует об-
ратить внимание на самый
большой христианский храм
Херсонеса, который, несо-
мненно, был кафедральным.
В одном из текстов IX века он
назван «basilica major», то есть
«большая базилика». Можно
с уверенностью говорить, что
Уваровская базилика – наи-
большая не только среди рас-
копанных, но и среди всех су-
ществовавших в Херсонесе.
Места, где ранее стояли круп-
ные здания, отмечены холма-
ми, которые образовались об-
валившимися стенами. И чем
Раскопки в Херсонесе. На переднем плане епископский квартал с храмом
Апостола Петра и крещальней.
Аэрофотосъемка
Крещальня (баптистерий).
Часть южной стены
А. Л. Бертье-Делагард
27