Русская история № 2 2015 - page 23

Русская история
2
2015
21
Креститель Руси
Чуть ниже летописец приво-
дит похвалу Русской земле, про-
свещённой Крещением: «…По-
миловал нас святым крещением
и обновлением духа, по Божьему
изволению, а не по нашим делам.
Благословен Господь Иисус Хри-
стос, возлюбивший
новых людей
,
Русскую землю и просветивший
её крещением святым». Под
996 годом в летопись включе-
на ещё одна молитва Владими-
ра, вознесённая им по поводу
освящения Десятинной церкви,
и опять князь говорит о «новых
людях»: «“Господи Боже! Взгляни
снебаивоззри.Ипосетисадсвой.
И сверши то, что насадила десни-
ца твоя”–этих
новых людей
, серд-
це которых ты обратил к истине
познать тебя, Бога истинного».
Иаков Мних восклицает в своей
«Памяти и похвале князюрусско-
му Владимиру»: «Как дети еврей-
ские с ветвями встретили Хри-
ста, возглашая: “Осанна Христу
Богу, победителю смерти!”, так
и
новоизбранныелюди
Русскойзем-
ли восхвалили Владыку Христа
с Отцом и Святым Духом» (везде
выделено мной. –
С. П.
).
Обновление Руси, начало
нового исторического периода
развития – вот что видели древ-
нерусские книжники в факте
принятия Киевской Русью хри-
стианской религии. Перед «но-
выми людьми» христианство
сформулировало и новый смысл
бытия как всего Русского госу-
дарства, так и всякого отдельно-
го человека. Этот новый смысл
был самым непосредственным
образом связан с христианской
идеей посмертного воскресения
и спасения. Для Руси она ста-
новилась тем более актуальной,
что русские люди обрели новую
истинную веру и стали «новым
народом» Господа Своего до
Второго пришествия и Страш-
ного суда. Значит, перед Русью
открывался путь к спасению.
Двери в этот огромный ду-
ховный мир были распахнуты
перед русскими людьми киев-
ским князем Владимиром Свя-
тославичем. Как было не восхи-
титься им?! Как можно было его
не славить и возвеличивать! Уже
в середине XI века в Киеве на-
чинается активное движение за
общецерковное прославление
князя Владимира (и, добавим,
его бабки княгини Ольги). Так,
в словах митрополита Иларио-
на, который сравнивает рус-
ского князя с императором
Константином, а Ольгу с импе-
ратрицей Еленой, представле-
на целая программа причтения
обоих русских правителей к
лику святых как заступников и
благодетелей Руси, просветив-
ших светом веры свою страну:
«О подобный великому Кон-
стантину, равный [ему] умом,
равный любовью ко Христу, рав-
ный почтительностью к служи-
телям его! Тот со святыми отца-
ми Никейского Собора полагал
закон народу [своему], – ты же,
часто собираясь с новыми от-
цами нашими – епископами, со
смирением великим совещался
[с ними] о том, как уставить за-
кон народу нашему, новопознав-
шему Господа. Тот покорил Богу
царство в еллинской и римской
стране, ты же – на Руси: ибо
Христос уже как и у них, так
и у нас зовётся царем. Тот с мате-
рьюсвоеюЕленой веру утвердил,
крест принеся из Иерусалима
и по всему миру своему распро-
странив [его], — ты же с бабкою
твоею Ольгой веру утвердил,
крест принеся из нового Иеру-
салима, града Константинова,
и водрузив [его] по всей земле
твоей. И, как подобного ему, со-
делал тебя Господь на небесах
сопричастником одной с ним
славы и чести [в награду] за бла-
гочестие твоё, которое стяжал ты
в жизни своей».
Илариону не просто вто-
рит, но во много раз усиливает
хвалебный тон Иаков Мних,
который приравнивает Вла-
димира к апостолам, предвос-
хитив будущее прославление
князя в чине равноапостоль-
ных святых: «А ты, блаженный
князь Владимир, был апостолом
в князьях, всю землю Русскую
приведя к Богу святым креще-
нием, научил людей своих по-
клоняться Богу и славить и петь
Отца, и Сына, и Святого Духа.
И все люди Русской земли через
тебя познали Бога, божествен-
ный князь Владимир. Возрадо-
вались ангельские чины, агнцы
славные, теперь радуются вер-
ные, и воспели, и восхвалили!..»
Десятинная церковь X века.
Реконструкция
1...,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22 24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,...116