Журнал "Русская история". №4 2014 г. - page 97

Эскиз к поэме «Демон»
М. Ю. Лермонтова.
М. Врубель.
1890–1900-е гг. Собрание
Государственного музея А. С. Пушкина
Лермонтов на Кавказе.
П. П. Кончаловский. 1943–1946 гг.
Собрание Государственного литературного музея
ромных размеров картину раз-
местили в самом начале юбилей-
ной экспозиции, в атриуме музея
А. С. Пушкина. Эта чудесная
работа изображает задумчивого
Лермонтова в момент короткого
отдыха, видимо, где-то на посто-
ялом дворе в одном из кавказ-
ских аулов, в ожидании лошадей
по дороге к месту службы. Вид-
но, что художник очень трепетно
работал над образом поэта. Твор-
чество М. Ю. Лермонтова было
знакомо будущему живописцу
с раннего детства: уже тогда он
знал наизусть всего «Мцыри».
В 1880 году, когда его отец ре-
шил издать сочинения Лер-
монтова с иллюстрациями луч-
ших русских художников, он
имел возможность наблюдать
работу над рисунками само-
го Михаила Врубеля. Позже
П. П. Кончаловский вспоми-
нал: «
Это потом все его узнали
и оценили. А тогда он голодал.
Отец, чтобы помочь ему в ра-
боте, поселил его у нас… Писал
Врубель всё время, а я торчал
подле него тоже всё время. Ме-
шал, наверное, страшно. Рису-
нок ему не понравился – он его
изрежет, выбросит, а я подберу,
склею и под подушку к себе… Мне
казалось, что он рвёт и бросает
какую-то часть Лермонтова…
»
Всем известно, как манил
Михаила Врубеля «дух изгна-
нья». Демон – герой многих его
живописных полотен, чёрных
акварелей и карандашных на-
бросков. К 1890 году Врубель по
заказу Петра Кончаловского-
старшего выполнил более 30 ри-
сунков к поэме «Мцыри». Но в
издание вошли не все. Судьба
этих нескольких «отвергнутых»
издателем рисунков Михаила
Врубеля была практически неиз-
вестна. И вот…
Буквально за три месяца до
открытия юбилейной выстав-
ки в Государственный музей
А. С. Пушкина поступил неожи-
данный дар–неизвестный аква-
рельный рисунок Михаила Вру-
беля, эскиз к поэме М. Ю. Лер-
монтова «Демон». Проживаю-
щий в Швейцарии внук извест-
ного композитора С. С. Про-
кофьева безвозмездно передал
музею эту бесценную семейную
реликвию, доставшуюся ему от
бабушки Лины Прокофьевой –
испанской певицы и красави-
цы, пережившей весьма тра-
гическую историю замужества
за русским композитором. Ри-
сунок Врубеля она приобрела
у московского коллекционера
ещё в конце 1930-х годов, до
войны и сталинских лагерей,
где оказалась после расставания
с композитором. Раритет поки-
нул страну вместе с владелицей в
1974 году и долгие годы хранил-
ся сначала в Англии, в семье её
младшего сына, затем перешёл
к внуку, Сергею Прокофьеву –
философу, поэту, публицисту,
одному из лидеров всемирно-
го антропософского движения
(оно было популярно в начале
XX века, и среди его активных
приверженцев в России значил-
ся поэт Андрей Белый). Внук
композитора часто выезжал с
лекциями по всему миру, в том
числе в Москву, где неодно-
кратно бывал в музее Андрея
Белого. Буквально за месяц до
своего ухода из жизни он твёр-
до решил, что рисунок Врубеля
должен вернуться в Россию, в
мемориальную квартиру Андрея
Белого (этот музей является фи-
лиалом Государственного музея
А. С. Пушкина), поскольку в
полной мере отражает дух сим-
волизма и духовные поиски это-
го писателя, мистика и антропо-
софа.
В том, что этот рисунок
Врубеля как раз из числа тех,
что по каким-то соображени-
ям не были приняты издателем
и, казалось бы, канули в Лету,
почти нет сомнения. Кстати,
композиция обретённого ри-
сунка предполагает наличие
двух персонажей. Где находит-
ся вторая половина, которая
должна изображать Тамару,
пока неизвестно. Но как знать?
В этом мире, под бескрайним
и божественным небесным сво-
дом, есть место чудесам…
Использованы фотоматериалы
Государственного музея А. С. Пушкина
Русская история
4
2014
«Мой дом везде, где есть небесный свод…»
95
1...,87,88,89,90,91,92,93,94,95,96 98,99,100,101,102,103,104,105,106,107,...116
Powered by FlippingBook