Журнал "Русская история". №4 2014 г. - page 94

к нему она перевела и впервые
прочитала перед французской
публикой знаменитое стихотво-
рение М. Ю. Лермонтова. Как
известно, именно этот гневный
поэтический отклик на гибель
Пушкина в своё время перевер-
нул жизнь, определил трагиче-
скую судьбу ещё одного гени-
ального русского поэта.
Эти и другие реликвии,
многие из которых выставля-
ются на широкое обозрение
Портрет М. Ю. Лермонтова. 
А. И. Клюндер. 1839–1840 гг.
Памфлет «На смерть поэта». 
М. Ю. Лермонтов. Февраль
1837 г. Беловой автограф. Собрание
Российской национальной библиотеки
Дело о дуэли Н. С. Мартынова 
с М. Ю. Лермонтовым. 
1841–1842 гг.
Собрание Российской государственной
библиотеки
впервые, стали яркими акцен-
тами развёрнутой экспозиции,
призванной возбудить интерес
к личности гениального поэта,
показать истоки, величие и не-
преходящее значение его поэти-
ческого наследия для русской и
мировой культуры в целом.
Центральная часть выставки
рассказывает о жизни и творче-
ском пути М. Ю. Лермонтова –
хронологически выстроенное
повествование следует по наи-
более значимым и судьбонос-
ным этапам жизни поэта от
рождения до роковой дуэли, от
первых его публикаций до про-
изведений, получивших лите-
ратурное бессмертие. Каждый
из эпизодов судьбы поэта ил-
люстрирует уникальный худо-
жественный и документальный
материал: портреты участни-
ков событий, деловая и частная
переписка, видовая живопись
и графика того времени, руко-
писные материалы, предметы и
костюмы эпохи.
Самые ценные экспонаты
выставки – автографы и рисун-
ки самого Михаила Юрьевича
Лермонтова, его личные вещи,
прижизненные портреты, доку-
ментальные источники, связан-
ные с родословной поэта. Зри-
телям представлены уникаль-
ные архивные материалы, в том
числе датируемые 1617 годом,
первые упоминания об обосно-
вавшемся в России «бельском
немце, уроженце Шотландии
Юрии Лерманте»…
Современное мультимедий-
ное оборудование, установлен-
ное в выставочных залах, дава-
ло возможность детально рас-
смотреть музейные реликвии.
Например, посетители могли
страницу за страницей пере-
листать знаменитый Юнкер-
ский дневник М. Ю. Лермон-
това 1832–34 годов с 245 ри-
сунками поэта, записную книж-
ку В. Ф. Одоевского, с которым
поэт сдружился в последние
годы жизни, и даже два секрет-
ных военно-судебных докла-
да по итогам расследования
дуэлей Лермонтова – первой, с
де Барантом в 1840 году, и ро-
ковой, с Мартыновым, 15 июля
1841 года…
Особое место в экспозиции
отведено произведению, кото-
рое прославило Лермонтова.
В зале, посвящённом знамени-
тому памфлету «На смерть поэ-
та», зрителямпредставленыоко-
ло десятка первых рукописных
публикаций опального стихот-
ворения, в том числе из архива
князя А. М. Горчакова, лицей-
ского товарища А. С. Пушкина.
В центре под стеклом – ценней-
ший экспонат, авторский бело-
вой список М. Ю. Лермонтова –
возможно, тот самый, по кото-
рому поэт впервые читал своё
стихотворение в кругу товари-
щей. Над витриной с автогра-
фом – один из лучших при-
жизненных портретов поэта.
В 1837 году художник Пётр
Ефимович Заболотский, у ко-
торого юный корнет Михаил
Лермонтов брал уроки живопи-
си, изобразил будущего поэта в
гусарском мундире. Ныне этот
портрет хранится в собрании
Третьяковской галереи.
Особый интерес вызывают у
посетителей личные вещи поэта.
Бесценные предметы выстав-
лены в одной из центральных
1...,84,85,86,87,88,89,90,91,92,93 95,96,97,98,99,100,101,102,103,104,...116
Powered by FlippingBook