тарной части, и его погребение
в центральном храме повысило
значимость Московского кня-
жества. Вскоре после прослав-
ления митрополита Петра Иван
Калита велел переосвятить мо-
настырский храмПетра иПавла,
восстановленный после пожара,
в честь святителя. Монастырь
начали именовать Петровским,
Петровским-на-Высоком или
Высоко-Петровским.
В начале XVI века в оби-
тели
начинается
каменное
строительство. Великий князь
Василий III, стремясь подчер-
кнуть значение Москвы как
столицы мирового православия,
преемницы Царьграда, пове-
лел возвести в Кремле и на по-
саде несколько каменных хра-
мов, среди которых – собор в
Высоко-Петровском монасты-
ре. Строительство было пору-
чено итальянскому архитектору
Алевизу Фрязину. Необычный
для русской архитектуры той
эпохи монументальный собор
святителя Петра Митрополита,
возведённый в 1514–1517 годах,
стал первым столпообразным
храмом на Руси, образцом для
строительства других подобных
ему, которые стали появляться
не ранее чем через 150 лет, при
царе Алексее Михайловиче.
Вначале 1670-х годовXVII ве-
ка усадьбу, примыкавшую к юж-
ной стене обители, приобрели
бояре Нарышкины. Наталья
Кирилловна, став второй женой
АлексеяМихайловича, в 1672 го-
ду родила ему сына. Его крести-
ны царь намеренно задержал до
дня Святых апостолов Петра и
Павла, чтобы наречь младенца
Петром в знак особого почита-
ния Первосвятителя Москов-
ского. Отец Натальи Кирилл
Полуэктович Нарышкин на
радостях подарил усадьбу цар-
ственному зятю, а тот преподнёс
её в дар монастырю, что сразу
увеличило территорию обители
почти вдвое.
В 1682 году, после стрелецко-
го бунта, в монастыре похорони-
ли убитых братьев Натальи Ки-
рилловны – Ивана и Афанасия
Нарышкиных. Через два года над
местом их погребения началось
возведение второго каменного
собора – в честь Боголюбской
иконы Божией Матери, а в нача-
ле 1690-х годов были возведены
святые врата обители с надврат-
ным храмом Покрова Пресвя-
той Богородицы и колокольней,
двухэтажные покои настоятеля,
трёхэтажное здание монашеских
келий, построенное на основа-
нии усадьбы Нарышкиных.
Третий, деревянный этаж в
1712 году полностью сгорел, но
два других пережили и наполео-
новское нашествие, и лихолетье
ХХ века. До сегодняшнего дня со-
хранилась и южная часть перво-
го этажа Нарышкинских палат –
белокаменные боярские пала-
ты XVI века. С архитектурной
точки зрения монастырь стал
«лабораторией» «нарышкинско-
го барокко». Новопостроенный
Боголюбский собор, сохраняя
все архитектурные признаки
русского узорочья, только на-
чал приобретать новые черты.
Зато Сергиевский храм и другие
строения, возведённые чуть поз-
же, обладают уже выраженны-
ми особенностями этого стиля.
Именно в Высоко-Петровском
монастыре появилось трёхъя-
русное устроение cвятых врат:
въездные врата, надвратный
храм и колокольня над ним.
В народе монастырь вели-
чали «государевым богомольем»
из-за особой близости к царско-
му двору. Многие святые на ико-
нах и фресках были небесными
покровителями царской родни.
Справа от царских врат находи-
лась икона Спасителя с припа-
дающими к Его стопам препо-
добными Сергием Радонежским
и Варлаамом Хутынским – та-
кой же образ несколько лет на-
зад был обнаружен на Спасской
башне Московского Кремля.
Строительство Боголюбско-
го храма было завершено око-
ло 1690 года, с тех пор он стал
родовой усыпальницей На-
рышкиных. В трапезной части
храма было погребено более
20 представителей этого рода, в
том числе дед Петра I Кирилл
Полуэктович с женою Анной
Леонтьевной; на захоронения
Митрополит Петр.
Икона XV в.
Портрет Натальи Кирилловны
Нарышкиной.
Неизвестный автор.
Конец XVIII в.
Высоко-Петровский монастырь
85