К. А. Коровин, А. Е. Архипов,
графики А. П. Апсит, Е. М. Чеп-
цов, Л. О. Пастернак, А. А. Рада-
ков, Н. М. Кочергин, Н. Н. Ко-
гоут, Б. В. Зворыкин. Из поко-
ления модерна и авангарда за-
метный след оставили Г. И. Нар-
бут, С. А. Виноградов, Р. Г. Зар-
рин, А.Ф.Максимов, Р. Н. Браи-
ловская, Е. П. Самокиш-Суд-
ковская.
По тематике и стилисти-
ке русские плакаты мало от-
личались от тех, что выпускали
союзники и противники. Все
участники прибегали к сходным
приёмам. Враг или умалялся до
шивались традиционные и зло-
бодневные мотивы: св. Георгий
мог поражать двуглавого змея
(Германия и Австрия), фоном
для Богородицы могли быть
пушки, аэропланы и цеппели-
ны. Один из самых знамени-
тых плакатов этой тематики
принадлежит К. А. Коровину
(1914): монументальная фигура
Дмитрия Донского дополне-
на вполне деловым текстом от
Всероссийского союза помощи
больным и раненым. Аналогич-
ный плакат «Сибирский день»
К. А. Коровина представляет
богатыря Ермака, который тру-
бит сбор войскам. А под ним –
информация о сборе взносов
больным и раненым воинам...
Возвышенные мифологиче-
ские образы не находили нуж-
ного эмоционального отклика
в окопах, и плакат начинает ис-
кать новые изобразительные
формы. Обращения к рядовому
солдату должны были «прочи-
тываться» по знакомым быто-
вым деталям. Появляются изо-
бражения военного быта, пей-
Русская история
2
2014
70
Плакат о подвиге П. Н. Нестерова.
1914 год
несмышленого ребенка, или
демонизировался до свирепого
дикаря и Антихриста. Апелли-
руя к патриотическим чувствам,
русский плакат предлагал ми-
фологические образы богаты-
рей, воительниц, отсылал к
историческим образам Ермака,
Дмитрия Донского. Былинные
богатыри побивали драконов,
змеев и прочих чудищ.
Религиозный мотив под-
чёркивался очень популярным
изображением св. Георгия, по-
ражающего змея, иконописным
стилем изображения, право-
славным крестом. Иногда сме-
Благотворительный плакат
«Баня солдату».
1915 год