на фронте, откуда привозил
массу батального материала,
рисунки, акварели. В сентя-
бре 1915 года он устроил боль-
шую персональную выставку в
Петрограде, на которой пред-
ставил 125 картин и рисунков.
В 1915–1916 годах только жур-
нал «Нива» разместил около
сотни его иллюстраций, зарисо-
вок, репродукций картин. Под
именем «Джон Владимиров»
он печатался в журналах Graphic
в Лондоне и Illustration во Фран-
ции. Реальное знание военного
быта отражено в названиях его
живописных зарисовок, похожих
на моментальные фотографии
событий: «Бой в германском око-
пе», «Допрос пленного немца»,
«После удачной разведки», «Раз-
рушенное кладбище», «У поль-
ской часовни». Запечатлённые
им с фотографичной точностью
моменты повседневности сбли-
жали жанр академической ба-
тальной живописи скорее с на-
турализмом, чем с реализмом в
духе В. В. Верещагина.
Значительное участие в соз-
дании военной галереи принял
пятью учениками из батально-
го класса Академии художеств
отправился на театр военных
действий «для наблюдения и
изображения картин войны»,
что и запечатлел военный фото-
граф [8. 1915. № 23]. Этот «ху-
дожественный десант» привёз
с фронта более 400 рисунков и
картин. Н. С. Самокиш также
большей частью ограничивался
зарисовками с натуры: «В ожи-
дании врага», «На пути к Эрзе-
руму», «Настигли», «Пленные».
Однако у него есть и несколько
крупных батальных полотен,
главными героями которых вы-
ступают казаки в стремитель-
ных атаках.
Самая значительная часть
живописной продукции о войне
представляла собой иллюстра-
ции к литературным текстам и
военным заметкам. В соответ-
ствии с «Положением о воен-
ных корреспондентах» получить
такое звание было очень непро-
сто, его добивались многие из-
вестные писатели, поэты, обще-
Русская история
2
2014
67
Художественная летопись Первой мировой
Великий князь Николай Николаевич.
Н. С. Самокиш
известный художник-баталист,
академик живописи Н. С. Са-
мокиш. В 1915 году он вместе с