тивном сопровождении боевых
действий. В создание визуаль-
ной летописи внесли свой вклад
основные художественные фор-
мы: живопись, графика, плакат.
«Лицо войны» было пред-
ставлено батальными картина-
ми, рисунками, иллюстрация-
ми. Задачи пропаганды не мог-
ли быть решены только выстав-
ками живописи, хотя и в них
недостатка не было. Авторские
картины стали широко репро-
дуцироваться иллюстрирован-
ными журналами, распростра-
нялись в виде открыток, посте-
ров, появлялись на спичечных
коробках, марках, этикетках.
В батальном жанре лидерами
оказались не художники модер-
на и авангарда, а академисты и
те, кого считали «устаревшими
реалистами». В создании воен-
ных картин принимали участие
большинство художников, ко-
торые участвовали в выставке
к 100-летию войны 1812 года.
Рисунки и иллюстрации созда-
вались мастерами, прославив-
шимися как в академических,
так и в новых направлениях
живописи.
Первоначальная задача –
создать как можно более под-
робную «летопись» – оказалась,
однако, не очень плодотворной.
Серия «картинок» 1914 года
представляет собой нарочито
бесстрастные и беспристраст-
ные иллюстрации с указанием
конкретного места и времени
событий. Многофигурные, пре-
тендующие на точность изобра-
жения боёв «близ Варшавы»,
«при Томашове», «под Гумбин-
неном» (август 1914) и другие
напоминают скорее раскрашен-
ные фотографии. «Свои» и «чу-
жие» узнаются только по цвету
мундиров. Эти иллюстрации
не обладали эмоционально-
стью плаката, живописностью
картины или достоверностью
фотографии. Они привлекали
другим – точностью деталей и
несомненным мастерством ис-
полнения.
Самым плодовитым авто-
ром был академист И. А. Влади-
миров. В качестве художника-
корреспондента он часто бывал
Русская история
2
2014
66
Н. С. Самокиш с учениками перед отправкой на фронт.
Фотография М. П. Антокольского. 1915 год
Бой под Кепри-Кеем.
Н. С. Самокиш
Солдат.
И. А. Владимиров. 1915 год