Русская история. №2 2014 г. Великая война - page 70

ственные деятели. Среди них –
К. И. Чуковский, В. Д. Набоков,
В. И. Немирович-Данченко,
Георгий Иванов, В. Я. Брюсов,
С. М. Городецкий. Их рассказы
и очерки часто сопровождались
подходящими иллюстрациями,
беглыми рисунками «с натуры»
или фотографиями. Военные
корреспонденты-художники:
Л. Р. Сологуб, А. Н. Семёнов,
В. И. Зверев, Н-В. Л. Подбере-
сков, Е. Е. Лансере, Д. Н. Чи-
хачев – составляли свои поход-
ные альбомы из зарисовок «с
натуры», стремясь как можно
точнее запечатлеть конкретный
случай, лицо, ситуацию. В 1915
году большая выставка военных
картин состоялась в Импера-
торской Академии художеств.
Некоторые рисунки и этюды,
выполненные Е. Е. Лансере на
Кавказском фронте, в 1915 году
были приобретены для музея
Александра III (Русский музей).
Ещё одна категория живо-
писных изображений составила
портретную серию, в которую
вошли портреты Великого кня-
Русская история
2
2014
68
Наше наследие
зя Николая Николаевича, гене-
ралов Н. Н. Юденича, Н. В. Руз-
ского, А. В. Колчака, Л. Г. Кор-
нилова, А. Е. Эверта,М. В. Алек-
сеева и других. Эту галерею выс-
ших военных чинов дополняет
серия картин о встречах Госу-
даря Императора в зоне боевых
действий.
Установка на достоверность
привела к тому, что в искусстве
возобладала «окопная» правда.
Изображения крестов и могил,
убитых солдат и мирных жите-
лей, разрушенных церквей и ко-
стёлов, страдающих раненых –
всё это создавало трагический
фон, но не саму картину вели-
кого противостояния. Проект
эпохальной «летописи войны»
постепенно свелся к «Дневнику
военных действий».
Первые поражения русской
армии и рост недовольства в
тылу заставили перейти от до-
кументирования войны к актив-
ной пропаганде. В 1915–1916 го-
дах иллюстрации сражений вы-
теснялись изображением лич-
ного
подвига,
призванного
поддержать боевой дух. При-
меры исключительной личной
самоотверженности отвлекали
от общей тяжёлой ситуации на
фронтах. Теперь на картинах
появился герой, чаще всего кон-
ный казак с пикой и шашкой,
поражающий врагов. Надпись
расширена и содержит под-
робное описание подвига, его
времени и места. Усилилось тя-
готение батальной живописи к
плакатному формату, академизм
уступал место экспрессивной
сюжетности.
С первых дней войны в са-
мые популярные герои попал
казак Козьма Крючков. Изо-
бражения его подвигов стали
«мостиком» между батальной
живописью и художественным
плакатом. В основе главного
сюжета лежало реальное собы-
тие. Как значилось в наградных
документах первого георги-
евского кавалера этой войны,
сторожевой дозор из четырёх
казаков во главе с К. Крючко-
вым столкнулся с группой из
27
немецких
кавалеристов.
Плакат «Храбрый наш казак Крючков…».
1914 год
1...,60,61,62,63,64,65,66,67,68,69 71,72,73,74,75,76,77,78,79,80,...116
Powered by FlippingBook