Земство и бюрократия
Русская история
2
2014
79
К. Д. Кавелин
Земская столовая
борный законодательный ор-
ган, приобретёт куда большую
стабильность и легитимность.
К тому же необходимо было
оживить запущенную донельзя
российскую провинцию.
Для начала XIX века «План»
Сперанского оказался прежде-
временным, поскольку апел-
лировал к ещё не родившейся
общественной силе. К 1864 году
положение в стране заметно из-
менилось. Уже в первое поре-
форменное десятилетие Россия
преобразилась, появились но-
вые слои, способные стать опо-
рой самоуправления. При этом
местные дела по-прежнему на-
ходились в запустении, а во-
прос об укреплении верховной
власти стоял ещё более остро,
чем в начале века. Министр
внутренних дел П. А. Валуев
сообщал: «Меньшинство граж-
данских чинов и войско – суть
ныне единственные силы, на
которые правительство вполне
может опереться». Царь на по-
лях доклада отметил: «Грустная
истина…» [7, с. 229–230].
Земская реформа, несом-
ненно, была нацелена на орга-
низацию сотрудничества власт-
ных структур и русского обще-
ства. При этом правительство
действовало крайне осторожно:
«Земские положения» напоми-
нали «План» Сперанского, но
сильно урезали его. Прежде все-
го, пострадала структура зем-
ских органов: земские собрания
(аналог дум) предполагалось
создать лишь в уездах и губер-
ниях.
Строение оказалось лишён-
ным как фундамента – низших,
волостных земств, так и кры-
ши – общероссийского пред-
ставительного органа. Это от-
рывало систему от «земли», от
повседневных нужд населения,
и лишало её возможности пред-
ставлять его интересы. Почему
Александр II отказался от созда-
нияверховного законодательно-
го органа, очевидно. Но почему
выпала самая насущная для про-
винции «мелкая земская едини-
ца»? Дело в том, что волость с
исключительно крестьянским
населением обеспечила бы сугу-
бо крестьянский состав земства,
а допустить народный орган без
контроля со стороны дворян-
ства власть опасалась.
В организации выборов так-
же был сделан серьёзный шаг
назад от «Плана» Сперанского.
Вместо имущественного ценза
был заложен сословный прин-
цип: всё население делилось на
три курии. В первую входили
землевладельцы,имевшиенеме-
нее 200 десятин земли или поль-
зовавшиеся доходом не менее
шести тысяч рублей в год, во вто-
рую – горожане с аналогичным
годовым доходом, в третью –
крестьяне. В отношении кре-
стьянской курии имуществен-
ный ценз не определялся, зато
выборы были здесь многосту-
пенчатые. Сельские общества
выдвигали представителей на
волостной сход, где формиро-
вался состав выборщиков, а те
на уездном съезде определяли
гласных от крестьянства в уезд-
ное собрание. Из них аналогич-
ным образом формировалось
представительство в губернских
земствах. Председателями уезд-
ных и губернских собраний мог-