как внесших наибольший вклад в дело борьбы
с фашизмом. Благодаря дополнительным голосам
этих республик СССР упрочивал своё положение
в будущей Организации.
Присутствие Украинской ССР и Белорусской
ССР в списке первоначальных членов ООН наря-
ду с английскими доминионами и протекторатами
США выглядит с точки зрения международного
права 1940-х годов совершенно естественно. Как
и прочие союзные республики, они согласно Кон-
ституции СССР 1936 года (в редакции 1944 года)
имели ограниченный суверенитет (ст. 15); соб-
ственную Конституцию (ст. 16); право свободного
выхода из состава СССР (ст. 17); право на внеш-
неполитическую деятельность, включая заклю-
чение международных договоров и обмен дипло-
матическими миссиями с другими государствами
(ст. 18-а от 1 февраля 1944 года); право на соб-
ственные войсковые формирования (ст. 18-б от
1 февраля 1944 года).
Великобритания на момент подписания Уста-
ва ООН была колониальной империей и вклю-
чала в себя более 40 территорий – доминионов
и колоний, ставших впоследствии независимыми
государствами, пять из которых являются перво-
начальными членами ООН: Австралия, Британ-
ская Индия (включая входившие в неё современ-
ные Пакистан, Бирму, Бангладеш), Канада, Новая
Зеландия и Южно-Африканский Союз. Филип-
пины, также ставшие первоначальным членом
ООН, были в то время самоуправляющейся тер-
риторией под протекторатом США. Отметим так-
же, что место Китая в ООН и Совете Безопасно-
сти первоначально (до 1971 года) занимал Тайвань
(Гоминьдан). Свои законные права в качестве по-
стоянного члена Совбеза ООН Китай восстановил
почти три десятилетия спустя.
В Ялте было подтверждено, что Восточная
Европа остаётся в советской, а Западная Европа
и Средиземноморье – в англо-американской сфе-
рах влияния. Камнем преткновения оказался поль-
ский вопрос. Участники конференции взялись
обсуждать его без всякого энтузиазма. К этому вре-
мени вся территория Польши контролировалась
советскими войсками, и выставить их оттуда не
смогли бы ни союзники, ни противники. Рузвельт,
поддержанный Черчиллем, предложил СССР вер-
нуть Польше Львов, хотя сам понимал абсурдность
идеи. Сталин, напротив, предложил «наградить»
Польшу за счёт германских земель, которых Руз-
вельту было совсем не жаль. Возмущался, правда,
Черчилль, взывая к «праву» и «гуманизму». В итоге
Сталин пообещал реорганизовать временное пра-
вительство Польши на «широкой демократической
основе», а стороны подтвердили старое решение
Антанты относительно её границы на востоке: ли-
ния Керзона с небольшими отклонениями. На за-
паде она получала часть германских земель.
Вопрос о действующем правительстве Поль-
ши не был решён до самого конца войны. Поддер-
живаемый США и Англией кабинет Станислава
Миколайчика находился в эмиграции в Лондоне,
а просоветский режим Болеслава Берута, установ-
ленный в июле 1944 года в городе Люблине, не
устраивал западные державы [5]. Сформировать
И. В. Сталин и В. М. Молотов на Ялтинской конференции
И. В. Сталин и У. Черчилль в Ялте
Советские, американские и британские дипломаты во время
Ялтинской конференции