в картину – спуск по ступеням княжеских палат,
а далее через могучие фигуры Ильи Муромца
и его богатырского коня взгляд зрителя устремля-
ется по множеству извилистых дорог в бескрай-
нюю русскую степь, высокий горизонт которой
придаёт масштабность изображению.
В том же 1998 году Ольга Долгая начала вына-
шивать замысел большого исторического полотна
«Свенская ярмарка». Он воплотился в эскизе Ма-
лого диплома. После ухода из академии художник,
несколько переработав композицию, защитила
картину как диплом в 2004 году в Орловском го-
сударственном университете. Вскоре появился
заказчик, и родился ещё один вариант «Свенской
ярмарки» (2006). Во всех трёх работах автором
решаются разные творческие задачи, но неиз-
менным остаётся их историческая достоверность.
Важным качеством Ольги Долгой является скру-
пулёзный подход ко всему. Как говорится в рус-
ской пословице, «скоро сказка сказывается, да не
скоро дело делается». В ходе работы над картиной
она провела историко-культурное исследование,
месяцами изучая научную литературу и архивные
источники, проводя часы у витрин с народным
костюмом в этнографических музеях, делая мно-
жество натурных этюдов и зарисовок. В результате
на холсте появилась историческая реконструкция
ярмарки у стен Свенского монастыря в Брянском
уезде Орловской губернии начала XVIII века.
Следует отметить живописные особенно-
сти этих работ. Их яркий декоративный эффект
обусловлен основной задачей – показать красоту
и разнообразие костюмов участников действа.
Русский национальный костюм в картине призван
олицетворять собой всю географию центральной
России, а восточные одеяния приезжих купцов –
свидетельствовать о международном статусе Свен-
ской ярмарки. Ольга Долгая – прирождённый ко-
лорист. Это очень редкий дар даже среди художни-
ков, а потому по-настоящему живо писать способ-
ны немногие.
Сказочно красивы пейзажи Ольги. В них
величие и красота русской природы сливаются
с великолепием древних московских, суздаль-
ских, владимирских храмов. Их отличают непо-
вторимый колорит, интересное композиционное
решение и каждый раз особая точка зрения. Даже
самые известные места в работах Ольги откры-
ваются в новом, неожиданном свете. Её видение
природы пронизано глубоким, исконным чув-
ством родины.
Русские мотивы, проходя красной нитью
через всё творчество Ольги Долгой, проникают
и в натюрморт – излюбленный жанр художни-
ка. Здесь она стратег и полководец. Здесь во всей
полноте проявляется и её дар колориста. Натюр-
морты Ольги всегда представляют собой сложные
многопредметные композиции, где важна каждая
деталь, её место, цвет, фактура, плотность, сте-
пень прозрачности, освещённость. Процесс по-
становки натюрморта иногда занимает недели.
Художник передвигает, добавляет и удаляет пред-
меты до тех пор, пока не выкристаллизовывается
идеальное композиционное решение. В поисках
нужных рефлексов и отражений мастер часто ис-
Новодевичий монастырь.
1996 г.
Храм Покрова на Нерли.
1998 г.