Журнал "Русская история". "1 (32) 2015 г. - page 92

символ-оберег. В XIV веке дву-
главый орел встречается на мед-
ных монетах золотоордынского
хана Джанибека (1341–1357),
однако государственным гер-
бом в государстве Джучидов эта
эмблема не стала.
Знаменательно, что дву-
главая птица перемещается по
пути из варяг в греки, или вдоль
Александрийского меридиана;
в дальнейшем её распростране-
ние на запад, в том числе и в Ви-
зантию, и обратно на север про-
исходит, судя по всему, из неко-
его источника в Малой Азии.
За тысячелетие своего суще-
ствования монограммы бази-
левсов традиционно оставались
вписанными в круг начальными
буквами собственного имени
порфироносца и его династии.
И только последние Палеологи
стали помещать медальон с мо-
нограммой на груди двуглавого
орла, сделав шаг на пути пре-
вращения его в византийский
герб.
Двуглавый орёл выглядит
как своего рода фигура умол-
чания – символ, о котором все
знают, не требующий слов, но
высоко чтимый, быть может,
столь высоко, что для превра-
щения в герб его ореол должен
быть пригашен, а смысл – су-
жен. К тому же он являлся не
только светской, но и религи-
озной эмблемой. Так, в Визан-
тии в XII веке он был помещён
на патриаршем знамени и зна-
мени Патмосского монастыря.
Мы полагаем, что для визан-
тийского аристократического
менталитета этот процесс низ-
ведения священного символа
в династическо-государствен-
ную эмблему был мучителен
и отнюдь не так прост, как мог-
ло бы показаться. Во всяком
случае, только это объясняет,
почему процесс превращения
его в герб так и не был доведён
до конца в самой Византии.
Ведь ни на одном из атрибутов
государства (корона-диадема,
мантия, монеты, печати, флаг
империи и личный герб импе-
ратора) он так и не появился.
В геральдике орёл знаме-
нует связь с небом, духовный
принцип: в трёхчастной кар-
тине мироздания, где каждая
зона маркируется животными,
птицы вообще относятся к миру
горнему. Две головы на одном
туловище означали продвину-
тый процесс абстрагирования,
символизации,
превращение
образа в священную идеограм-
му. В христианстве это интер-
претировалось как двойная
победа над врагами внешними
и внутренними, но при этом
«внутренние враги» означали
зло и нравственные пороки. Речь
шла о борьбе духовного порядка.
Символизация образа, отход его
от прототипа, каковым являл-
ся реальный орёл, выразилась
и в том, что в основу изображе-
ния была положена схема ше-
стилучевой звезды, имеющей
самое широкое распростране-
ние с глубокой древности. Эту
же схему воспроизводит лилия,
точнее, ирис с его естественной
и весьма прозрачной символи-
кой. Три лепестка этого цветка
тянутся вверх, к небу, а три ото-
гнуты вниз, к земле. Это озна-
чало союз небесного и земно-
го, взаимопроникновение духа
Культовые предметы из Прикамья
Сельджукские изразцы с изображением двуглавца
Герб византийского рода Палеологов
Русская история
1
2015
90
Наследие
1...,82,83,84,85,86,87,88,89,90,91 93,94,95,96,97,98,99,100,101,102,...116
Powered by FlippingBook