Журнал "Русская история". "1 (32) 2015 г. - page 90

что обе головы орла увенчаны
коронами [1, с. 284].
Итак, Малая Азия стала
своеобразным центром, откуда
по миру стали распространяться
изображения двуглавого орла.
С ним в походах на Восток по-
знакомились западноевропей-
ские рыцари, некоторые стали
употреблять его в качестве ге-
ральдической эмблемы. В самой
Византии, как мы уже знаем, его
избрали фамильной эмблемой
Палеологи, однако почти за две-
сти лет их царствования он так
и не стал гербом. Гораздо рань-
ше это произошло в Болгарии,
Сербии, Румынии и в крымском
княжестве Феодоро.
Так что, прежде чем утвер-
диться на Руси, двуглавый орёл
уже прошёл тысячелетний путь
превращения из символа в госу-
дарственную эмблему. В эпоху
средневековья символы, вы-
ражавшие отвлечённые поня-
тия высшего порядка, вообще
нередко становились основой
государственной
символики.
Самосознание и общение на-
родов и поколений, равно как
и «осознание и тем самым соз-
дание своей государственности
[…] осуществлялось вообще
и, прежде всего, посредством
символов». [6, c. 65]. Чтобы стать
эмблемой, символ должен был
утратить свою многозначность.
По определению А. Ф. Лосева,
«эмблемы государства […] яв-
ляются в смысле соотношения
в них общего и единичного не
чем иным, как именно символа-
ми, но только – более специаль-
ного назначения» [5, c. 125].
Неизбежная политизация
эмблемы, выступающей отны-
не в форме герба, заслонила
происхождение и бытование
двуглавца на протяжении почти
четырёх тысячелетий. Проделав
долгий путь на Юг, он проявил
себя во всей красе в Малой
Азии, там, где хетты увекове-
чили его изображение в камне.
Но истоки его, как ни парадок-
сально, обнаруживаются на на-
шем Севере. Это, прежде всего,
изделия «пермского зверино-
го стиля», двуглавцы курганов
в
окрестностях
Смоленска
и такая эфемерная вещь, как
русские вышивки, где птица
была парной, либо, сокращён-
но, двуглавой.
Смысл фигуры двуглавой
птицы очень древен: его истоки
восходят к «парам оппозиций»,
важному способу структури-
рования архаической карти-
ны мира. Год делится на зиму
и лето, сутки – на день и ночь,
время – на сон и бодрствова-
ние. Идея единства противопо-
ложностей находила выражение
в образах: близнецы, кони или
птицы влекут солнце, изобра-
жённое в виде розетки, головы
их обращены в противополож-
ные стороны, но тело едино. Де-
коративный мотив в виде двух
птичьих голов, обращённых
в разные стороны, помещённой
между ними солнечной розетки
или головы богини был широ-
ко распространён в древности
[3, c. 135].
Семантически близок этой
символической
композиции
и традиционный персонаж рус-
ского народного искусства –
богиня, Мать Сыра земля (отго-
лосок неолитической Великой
небесной богини) с парными
Плита из Феодоро с монограммой князя Алексея
и двуглавым орлом.
1425 г.
Монета Маргариты Фландрской.
1269 г.
Наскальное хеттское изображение двуглавого орла.
XIII в. до н.э.
Русская история
1
2015
88
Наследие
1...,80,81,82,83,84,85,86,87,88,89 91,92,93,94,95,96,97,98,99,100,...116
Powered by FlippingBook