и материи, гармонию противо-
положностей. Условное изобра-
жение лилии-ириса, встречае-
мое, кстати, на монетах Палео-
логов, было избрано в качестве
герба Флоренции, а затем стало
эмблемой королевской дина-
стии Бурбонов во Франции.
В христианстве шестилу-
чевая звезда была осмыслена
как монограмма имени Иису-
са Христа – хризма. По той же
модели, две головы и две лапы
орла воспроизводят букву Х;
вертикальная черта (I) проходит
через хвост. Чтобы прочертить
её вверх, от основания шей обе-
их голов понадобилось вывести
сердцевидную фигуру, соеди-
нившую их: таков геральдиче-
ский орёл Феодоро. В поздних
византийских
изображениях
(в церкви города Мистра, Морея
и др.) роль такого «соединителя»
играла корона, касавшаяся обе-
их голов орла. Именно эта форма
позднее возобладала и в России.
В Византии мы застаём дву-
главого орла Палеологов ещё
на стадии перехода от символа
к государственной эмблеме. Но
окружающие страны с преиму-
щественно славянским населе-
ниеми православным вероиспо-
веданием уловили этот переход.
В Сербии, Болгарии, Черного-
рии, Румынии двуглавый орёл
служил именно гербом. Веро-
ятно, таковым он был и в кня-
жестве Феодоро. Стремление
правителей этих стран пород-
ниться с Палеологами на языке
того времени означало приня-
тие византийского наследства,
в смысле утверждения и защиты
православия в противостоянии
иным конфессиям – исламу, ка-
толицизму и униатству.
Появление двуглавого орла на
русской государственной печати
было вполне закономерным. Брак
с Палеологиней послужил только
внешней формой, закрепившей
то, что уже осознали окраины ви-
зантийского мира: Русь станови-
лась преемницей Византийской
империи. С конца XV века Вели-
кий князь, государь и самодержец
Иван III именовался в церковных
текстах «новым царем Констан-
тином», а Москва – новым Кон-
стантинополем [2, c. 27].
Интересно остановиться на
этапах соперничества между
Востоком и Западом за эмблему
двуглавого орла. Они вводят нас
в круг средневековых представ-
лений о двух уровнях иерархии
власти – императорской и ко-
ролевской. Строгие правила
геральдики, как и кодекс чести
и каноны рыцарского поведе-
ния, как водится, опирались на
авторитет традиции. Основой
её были предания о рыцарях
Круглого стола. Приблизитель-
но в середине XV века были со-
ставлены «Имена, гербы и бла-
зоны рыцарей Круглого стола»
(«Les noms, Arms et Blasons des
Chevaliers et Compaigne de la
Table Ronde») как приложение
к знаменитой «Книге турни-
ров» короля Рене Анжуйского
(ок. 1455 г.). Там приводились
рисунки и описания 175 гер-
бов рыцарей Круглого стола»
[11]. Из этой книги следует,
что двуглавый орёл являлся
гербом Гавейна и его братьев –
Гарета и Мордреда. По некото-
рым версиям, все три рыцаря –
внебрачные сыновья короля
Герб Третьего дома Бурбонов
Хризма на барельефе
римского саркофага.
Середина IV в.
Фото М.-Л. Нгуен. 2006 г.
Герб сербской династии Лазаревичей.
Начало XV в.
91
Артура, поскольку от брака
с королевой Гвиневерой детей
у него не было. Артур назван
императором в официальной
биографии Гальфрида Мон-
мутского. Вероятно, поэтому
Происхождение двуглавого орла