Журнал "Русская история". №4 2014 г. - page 63

бальными изменениями в нашей стране. История
как школьная дисциплина до начала 90-х годов
была дисциплиной гражданско-патриотической,
идеологически насыщенной, в основе которой
была чёткая, легко воспринимаемая структура.
Учебники начинались с древнейших времён и за-
канчивались последними советскими пятилетка-
ми. Все точно знали последовательность событий,
некоторую внутреннюю логику, все, хуже или
лучше, понимали, что такое базис, а что – над-
стройка, что такое государство и какую функцию
оно выполняет. И каждый школьник мог расска-
зать о знаковых событиях: от восстания Спартака
до выступления рабочих в Америке XX века.
В конце 80-х – начале 90-х годов начался ин-
тереснейший с гуманитарной точки зрения пере-
смотр базовых концепций, были открыты архивы,
опубликованы новые исследования. Это было за-
мечательно для развития науки и дало импульс тем
образовательным учреждениям, где были сильные
учителя. Но для общего базового уровня отсут-
ствие новой чёткой модели оказалось большой
проблемой. Прежняя конструкция как основа
исторического образования была исключена, а
альтернатива – не создана. История как идеоло-
гическая дисциплина, формирующая мышление
индивида, оказалась никому не нужна. Конститу-
ция отменила единую безальтернативную идеоло-
гию, но при этом ушло из виду, что историческое
образование по-прежнему должно обеспечивать
воспитание патриотизма и гражданской позиции.
Корр.: Как ведётся подготовка к использованию
учебников по истории, основанных на историко-
культурном стандарте?
А. И. Молев:
После кризиса 90-х годов уровень
подготовки учителей заметно снизился. Сегодня
имеется принятая и опубликованная концепция
нового учебно-методического комплекса по оте-
чественной истории. Она создавалась как консен-
сус академического и педагогического сообществ,
С. С. Собянин и А. И. Молев в Центре развития ребенка «Островок сокровищ».
13 мая 2014 г.
Учебники.
Фото С. Красильникова / ИТАР-ТАСС. 14 июля 2009 г.
Навигатор исторического знания
Русская история
4
2014
61
1...,53,54,55,56,57,58,59,60,61,62 64,65,66,67,68,69,70,71,72,73,...116
Powered by FlippingBook