точка сборки, на которой будет создана единая
линейка учебников. Задача была непростой. Если
в рамках академических споров сталкиваются не-
примиримые точки зрения – это нормальный
процесс развития науки. Однако если в основу
школьного учебника лягут противоречивые по-
зиции, то они исключат возможность формирова-
ния базового исторического сознания. Отсутствие
единого учебника и множество пособий разного
качества не только не способствуют повышению
уровня исторического образования, а напротив,
становятся источником проблем.
Базовый набор учебников должен быть еди-
ным, но не единственным. Помимо него ещё бу-
дут существовать допущенные и разрешённые,
из которых школа также вправе выбирать.
Очень важно создать в дополнение к учебнику
интерактивное информационное пространство.
В сознании подростка «абсолютное знание», за-
фиксированное в учебнике, уже перестало быть
таковым. В современном мире оно скорее воспри-
нимается как анахронизм. Необходим мощный
интерактивный веб-ресурс, который бы позво-
лил загружать самую разную информацию: доку-
менты, изображения, видеоматериалы. Это пред-
Ткацкий станок в музее школы № 739
Вечный огонь в музее школы № 706
История сегодня
Русская история
4
2014
62
ложение вносилось на каждом этапе выработки
концепции. И при составлении условий конкурса
на написание основной линейки учебников одним
из требований будет их цифровое сопровождение.
Корр.: Как решается в московских школах важ-
нейшая задача исторического образования – форми-
рование ценностных ориентиров, лежащих в основе
патриотизма?
А. И. Молев:
В 90-е годы системная работа по
воспитаниюпатриотизма вшколах не велась, такой
задачи просто не ставилось. И в отсутствие едино-
го подхода в разных школах этот вопрос решался
по-разному. В одних – вообще уходили от него.
В других, напротив, находили интересные реше-
ния: деятельность по сохранению исторической
памяти, школьные музеи боевой славы, продол-
жающие традиции музеев Великой Отечественной
войны, работа поисковых отрядов, увековечение
памяти героев, погибших в локальных конфлик-
тах. Есть в школах и интересные краеведческие
музеи, связанные с историей района. Получалось
там, где к воспитательной работе подходили не-
формально, творчески использовали имеющиеся
ресурсы, где были учителя-подвижники.
На сегодняшний день Департамент образова-
ния города Москвы всячески поощряет развитие
внеклассной активности школьников. В Москве
имеются прекрасные возможности, огромный