Корр.: Насчёт добрососедства. В. В. Путин не-
давно констатировал, что «европейский мультикуль-
турализм потерпел крах». Вы, можно сказать, на-
ходитесь на «переднем крае» культурного фронта,
поскольку Москва – город многонациональный и
многоконфессиональный. Многие предсказывают
ему судьбу Парижа и других европейских столиц, где
социальная и культурная жизнь разбрелась по «этни-
ческим квартирам». Какова стратегия национальной
культурной политики департамента?
С. А. Капков:
Адаптация в Москве непро-
стая. Люди приезжают жить и зарабатывать из
многих республик бывшего СССР, с Кавказа, из
Сибири, из центральных регионов. У нас в го-
роде один миллион студентов, из них 70% – не
москвичи, которые не планируют возвращать-
ся. В этом году впервые мы для всех иногород-
них первокурсников организовали экскурсии
в наши музеи, чтобы они познакомились с исто-
рией и обычаями города, в котором им предсто-
ит жить.
Задача в том, чтобы формировать московскую
идентичность. Люди, которые приезжают, долж-
ны понимать, что в Москве, допустим, принято не
менее двух раз в год ходить в театр. И если ты при-
нимаешь эти правила, то и столица открывается с
другой стороны. Здесь культурных предложений
гораздо больше, чем в любом другом городе стра-
ны, где из развлечений только караоке, ресторан,
да боулинг. И чтобы быть москвичом, надо уметь
этими культурными предложениями пользовать-
ся, надо меняться.
Мы стараемся сделать так, чтобы с детства ре-
бёнок привыкал к тому, что посещение театров и
музеев – это обычное дело, часть повседневности.
Мы организуем для детей экскурсию за кулисы,
чтобы показать театральную технологию. Ребёнка
надо заинтересовать: сначала показать кукольный
спектакль, потом «Синюю птицу», а затем и рус-
ский репертуарный театр. И тогда он воспримет
московскую идентичность, будет гордиться тем,
что он – москвич.
Корр.: Неофициальной культурной столицей
России называют Санкт-Петербург. Справедливо
ли это, на Ваш взгляд, и в чём культурное своеобра-
зие Москвы? Что надо сделать, чтобы Москва на
равных могла конкурировать с Парижем, Лондоном
Нью-Йорком?
С. А. Капков:
Мне проще определить культур-
ное своеобразие Санкт-Петербурга. Вы можете, не
заходя ни в один музей Северной столицы, просто
пройти по улицам, посмотреть архитектуру того
или иного периода и понять, что это уникальный
изысканный город с большой историей, потому
что развитие культуры – суть истории. Москва
всегда была купеческим городом, в чём-то мещан-
ским, но на сегодняшний момент в смысле фор-
мирования повестки для Русского мира она пре-
восходит Санкт-Петербург и предлагает больший
культурный выбор. В столице больше премьер,
писателей всех направлений, работников куль-
туры, как конформистов, так и оппозиционеров,
творческих дискуссий.
А если помечтать, то я не вижу ничего страш-
ного, если в России будет две культурные столи-
цы. Есть же в США два крупнейших культурных
символа – Голливуд в Лос-Анджелесе и Бродвей
в Нью-Йорке. Да пусть хоть пять культурных сто-
лиц в России будет! И пусть они соперничают,
создают смыслы, культурные стандарты, воспи-
Празднование Дня города в Москве.
Фото С. Бобровой / ИТАР-ТАСС. 6 сентября 2014 г.
Парк «Садовники»
Русская история
4
2014
56