Плита с греческой над-
писью 1459 года, найденная в
крепости Фуна близ Алушты,
содержит монограммы князя
Алексея, правящего князя Олу-
бея (Мануила), и Александра
как владельца крепости и на-
следника Феодоро. По краям
высечены два геральдических
щита. На правом изображён
орел в его мангупской версии —
с сердцевидной фигурой, со-
единяющей две главы орла.
Теперь над ними появляются
короны. На щите слева высе-
чен крест в круге с надписями
в четырёх отделениях IC XC и
NI KA («Христос Победитель»)
[9, с. 74–75]. В геральдике Алек-
сея старшего этот знак отсут-
ствовал, а в поздней Византии
он чаще употреблялся на пра-
вах печати или герба. Его по-
явление спустя шесть лет после
падения Константинополя мо-
жет рассматриваться как под-
чёркнутый символ духовной
преемственности византийско-
го наследия.
Нельзя считать случайным и
брак Стефана III Великого, го-
сподаря Молдавского, с княж-
ной мангупской Марией, до-
черью князя Олубея-Мануила.
Марию величали Асаной Пале-
ологиней, и это давало Стефану
Великому права на византий-
ское наследство в ожесточённой
борьбе с Османской империей.
В монастыре Путна хранится
собственноручно вышитая ею
погребальная пелена. На ней в
фас представлен портрет кня-
гини в парадном одеянии, или,
по словам румынского историка
Йорги, «наряде императрицы»
[12, с. 20]. По углам пелены изо-
бражены: дважды – двуглавый
орёл, монограмма Палеологов
и монограмма АСАН, то есть
«Асанина» – указание на род-
ственную связь Марии с родом
болгарских царей Асеней [8,
с. 16, 61].
Летом 1475 года турки при
поддержке татар высадили вой-
ска на крымском побережье.
Они осадили Каффу, которая
сдалась через пять дней, взяли
несколько прибрежных крепо-
стей, а в начале июля подошли
к Мангупу. Вооружённые огне-
стрельным оружием и снятыми
с кораблей пушками, завоевате-
ли пять раз ходили на приступ,
потеряв множество солдат. После
почти полугодовой безуспешной
осады турки пошли на хитрость:
притворным отступлением они
выманили защитников крепо-
сти и ударили из засады. Зах-
ваченный город-крепость был
предан страшному разграбле-
нию, жители истреблены или
угнаны в полон. Князей Исаака
и Александра, дядю и племян-
ника, отправили в Стамбул и там
казнили. Оба они чтятся как свя-
тые. А княжество Феодоро, как
отмечают исследователи, «ста-
ло единственным государством
“византийского мира”, оказав-
шим достойное сопротивление
превосходящим силам турок-
османов» [3, с. 239].
Что же придавало защитни-
кам силы, какие духовные цен-
ности и убеждения были для
них превыше страха неминуе-
мой гибели? Ведь сдаться осма-
нам означало сохранить жизнь,
а сопротивляться – идти на вер-
ную смерть. Монашеская аскеза
исихазма, пророчества о победе
«северной страны», которая по-
сле падения Царьграда обрела
Руины крепости Фуна.
Фото А. Острова. 2009 г.
Макет цитадели крепости Фуна.
Современная реконструкция.
Фото А. Бутко. 2011 г.
Плита в крепости Фуна с символикой
князей Феодоро.
Фото А. Бутко. 2011 г.
16
Москва и Киев