Русская история
4
2014
11
Т. М. Фадеева,
кандидат исторических наук
Византия,
Крым,
Русь
Идея Третьего Рима, выска-
занная в 20-х годах XVI века
Филофеем, скромным монахом
псковского монастыря, менее
всего выглядела как неожидан-
ное озарение или, тем более, как
политическая программа. Для
образованных современников
она стала продолжением визан-
тийской традиции ревнителей
благочестия. Они развивали
учение о вечном Ромейском
царстве, куда Христос «впи-
сался» (намёк на его рождение
во время переписи в Римской
империи), тем определив его
судьбу – пребывать до сконча-
ния века.
После захвата Константи-
нополя крестоносцами в 1204 го-
ду Византия так и не вернула
себе былого могущества. Ис-
пытывая всё возрастающее дав-
ление на Балканах и в Малой
Азии, потеснённая на торговых
путях итальянскими республи-
ками, она ещё два с половиной
столетия с переменным успе-
хом отстаивала свою исключи-
тельную роль в Европе. Однако
уже первая попытка заключить
унию с папой Римским в Лионе
(1274) выдала внутреннюю сла-
бость великой империи. Фло-
рентийская уния, подписанная
в 1439 году, отсрочила её падение
всего на 14 лет. Расчёт последних
императоров из династии Пале-
ологов на военно-политический
союз с Римом не сработал. Слу-
чилось то, что предсказывали
противники унии, рассуждав-
шие о мистическом предназна-
чении земного царства. И упре-
кнуть их в отрыве от политиче-
ской реальности невозможно.
Напротив, они оказались куда
большими реалистами, чем сто-
ронники компромисса с запад-
ным миром.
Утеря Византией мессиан-
ской роли ощущалась столь яв-
ственно, что идея переноса им-
перии (translatio imperii) прочно
вошла в богословскую мысль.
Из статичного государственно-
го образования империя пре-
вратилась в идеальный образ,
«странствующее царство». Его
развивали в Трапезунде и дру-
гих государственных образова-
ниях византийского мира, он
завоевал популярность в Сер-
бии и на Руси, а первой имя
Третий Рим получила болгар-
ская столица Тырново в сере-
дине XIV века. Представление
о царстве-идее, царстве-образе
теснейшим образом перепле-
талось с православным аскети-
ческим течением – исихазмом.
В мировой истории он, пожа-
луй, уникален: всегда и повсюду
аскеза предполагала изоляцию
от мирской жизни и, тем паче,
государственных дел. Исихазм,
напротив, оказал решающее
воздействие на политическую
ситуацию в XIV веке, что убеди-
тельно показали о. Иоанн Мей-
ендорф и современный учёный
Г. М. Прохоров. Сторонниками
исихазма были представители
знатных византийских семей,
как мирян, так и клира. Многие
из них вошли в окружение им-
ператора Иоанна Кантакузина
(1341–1354), сформировав пар-
тию за православный союз про-
тив турецкой угрозы. Одна из
главных ролей в нём отводилась
Московской Руси [5, c. 16].
Участие Византии в объе-
динении во второй половине
XIV века разрозненных кня-
жеств северо-восточной Руси не
вызывает сомнений. Благодаря
Кантакузину в 1353 году Вселен-
скимпатриархомстал афонский
монах-исихаст Филофей Кок-
кин (1353–1354 и 1362–1376 го-
ды). В 1373 году он направил
послание тверскому князю Ми-
хаилу, великому литовскому
князю Ольгерду, московскому
князю Дмитрию и митропо-
литу Киевскому и всея Руси
Алексию. Он призывал забыть
Москва и Киев
Путями
«странствующего царства»
Фото И. Щурова. 2009 г.