Журнал "Русская история". №4 2014 г. - page 12

Предпосылки для заполнения
образовавшегося вакуума воз-
никли после брака Ивана III
и византийской царевны Со-
фьи в 1472 году. Московские
Рюриковичи стали наслед-
никами византийской дина-
стии Палеологов, а книжники
Московской Руси дополни-
ли идею Илариона светским
мотивом: перемещением ми-
рового центра власти из Ви-
зантии на Русь. Зримым во-
площением этой преемствен-
ности стал ещё один символ –
Золотые врата. В Константи-
нополе их возвели по образу и
подобию Иерусалима. Впервые
на Руси они появились в Киеве.
Отнеся крепостную стену на
север, Ярослав воздвиг мощное
оборонительное сооружение,
которому дал это имя. Оттуда
киевляне-переселенцы принес-
ли его во Владимир-Залесский,
где наряду с Золотыми сооруди-
ли также Серебряные и Медные.
Характерной приметой Зо-
лотых врат была икона Спаса –
главного защитника право-
славного мира. В Москве сим-
волика Золотых врат воплоти-
лась в парадных воротах Крем-
ля, расположенных в Спасской
башне, на которой икона Спаса
была вновь раскрыта совсем
недавно.
Ещё в 1492 году, опираясь на
Илариона, московский митро-
полит Зосима уподобил Ива-
на III Константину Великому,
а Москву – Константинополю.
В начале XVI века монах Фера-
понтова монастыря Савва со-
ставил «Послание», в котором
изложил легенду о возложении
Константином царского венца
уже на Владимира Мономаха.
В венце без труда узнаётся шап-
ка Мономаха. Так что, согласно
легенде, русские владыки имели
титул царя ещё со времён Киев-
ской Руси. Смелые построения
Саввы воплотились в жизнь –
в 1547 году Иван IV Грозный
венчался на царство по обряду
византийских императоров. На-
чатое Иларионом осмысление
роли русской государственности
в мировой истории завершил
монах псковского Елеазарова
монастыря Филофей, объявив-
ший Москву Третьим Римом.
Ось мира сместилась сюда на-
вечно, ибо четвёртому Риму
не бывать. Так Киевское духов-
ное наследие стало фундаментом
для понимания всемирной мис-
сии Руси и России.
Согласно христианскому пре-
данию, Второе пришествие озна-
менуется въездом Иисуса Христа
в Иерусалим через Золотые врата.
Поэтому, захватив город, завоева-
тели заложили ворота камнем. Так
же поступили турки в Константи-
нополе. Остались только главные
врата Московского Кремля, где
святая икона ожидает Спасителя.
Использованы фотоматериалы
Wikimedia Commons
Спасская башня
Московского
Кремля
Спас Смоленский – надвратная икона
Спасской башни.
Фото С. Кузьмичёва.
2010 г.
Икона «Москва – Третий Рим»
Русская история
4
2014
10
Образ номера
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,...116
Powered by FlippingBook