Дмитрий Шмарин:
Писал я
её неподалеку от Вёшенской.
Шолоховские места. А замы-
сел рождался, конечно же, из
стремления постичь и передать
мир казачества. Донской казак,
отправляясь в поход на защиту
Отечества, всегда испрашивал
у Богородицы помощи, защи-
ты и покровительства. Мно-
го было в своё время споров,
кто такие казаки: народность,
этнос, сословие? А Гоголь уже
давно нашёл им определение –
«рыцари Православия». По-
стоянная готовность положить
голову «за други своя» – это же
прямое исполнение Евангель-
ского завета, вся жизнь каза-
чества на этом построена. По-
нятно, ради чего люди жили.
В конечном счёте – ради спа-
сения души. Душа погибшего
за Отечество попадает к Пре-
столу Господню.
Ещё один пример, лите-
ратурный, из любимого мною
Бунина: в деревню приходит
похоронка на сына. Женский
плач, вой… А старик-отец вы-
говаривает: Не плачь ты… Это
ж Богу свечка! А вот пример
исторически достоверный. Две-
надцатого октября 1914 года
был смертельно ранен Вели-
кий князь Олег Константи-
нович. В госпитале, умирая,
он сказал удивительную вещь:
Даже хорошо, что на этой вой-
не уже пролилась кровь Рома-
новых. Моя жертва вдохновит
солдат на подвиги: они будут
видеть, что не только крестьяне
гибнут в сражениях…
Я горжусь тем, что «Молит-
ва перед дальней дорогой», пре-
поднесённая в дар Патриарху
Кириллу, украшает стены Мо-
сковской Патриархии.
Корр.: Одним из литературных
манифестов «потерянного по-
коления» после Первой миро-
вой войны стал роман Ричарда
Олдингтона «Каждый умирает
в одиночку». В Европе – кризис
самосознания, у нас – социаль-
ная революция, камня на камне
не оставившая от тысячелетнего
уклада, прежних ценностей.
Дмитрий Шмарин:
Как ска-
зать… Советская власть пере-
лицевала на новый лад старые
устои, старые песни. А глубин-
ный дух, энергия их остались.
Песню приамурских партизан
«По долинам и по взгорьям»
пели на мелодию марша Преоб-
раженского полка. «Смело мы в
бой пойдём за власть Советов» –
просто калька с популярной в
годы германской войны «Смело
мы в бой пойдём за Русь Свя-
тую». А созданный в 1912 году
Василием Агапкиным марш
«Прощание Славянки» сопро-
вождает нас в любой поход…
Просто пора признать,
что нельзя выбрасывать целые
исторические эпохи. Что па-
триотический подъём в 1914-м
году был не меньшим, чем в
1941-м. И войну тоже называ-
ли Великой, Отечественной и
Великой Отечественной. Недо-
стойно принижать подвиг на-
ших предков.
Корр.: Память о Первой мировой
возрождается, устанавливаются
памятники её героям. Ваша кар-
тина «За Веру, Царя и Отечество»
стала живописным выражением
Рыцари Православия.
2007 год
Образы минувшего
Русская история
2
2014
96