Проповедь иудея в компо-
зиции летописи имела большое
значение для демонстрации
превосходства Нового Завета и
«греческой веры». Именно ев-
реи задают тот вопрос, который,
как мы выяснили, волновал
древнерусское население. И тем
самым дают повод философу
убедительно на него ответить.
В 987 году русские послы
отправляются в Волжскую Бул-
гарию, Византию и Германию.
Какое впечатление они вынес-
ли от лицезрения религиозных
обрядов?
Послы отвергают ислам в
первую очередь из-за его об-
рядовой и бытовой стороны:
«смотрели, как они молятся
в храме, стоят без пояса, по-
клонившись, сядет и глядит то
туда, то сюда, как безумный, и
нет веселия у них, но печаль и
смрад большой» [6, с. 108]. Вы-
бор между верой «немецкой» и
верой «греческой» послы дела-
ют в пользу последней, в пер-
вую очередь, из-за внешней
красоты обряда: «и пришли в
немцы и видели в храме мно-
гие службы, а красоты не ви-
дели никакой» [6, с. 108]. Если
ислам мог принести на Русь
только скверну, иудаизм –
отвержение и потерю самого
главного – земли, то христи-
анство по католическому об-
разцу не принесло бы Руси ни-
чего. Ибо
земля их, как и земля
наша
. Зато Византия могла дать
новому народу многое. Вели-
кая империя была мощнейшим
государством Европы. Чисто
внешний фактор – культурное
богатство Византии – играл
огромную роль. Восторженны-
ми словами описывают русские
послы богослужение в Греции:
«и не знали, были мы на земле
или на небе, нет на земле такого
зрелища и красоты такой, и не
можем этого описать, только то
знаем: там Бог с людьми пребы-
вает, и эта служба лучше всех».
Копирование
греческих
символов, замена имени импе-
ратора именами князей в ли-
тургии, копирование греческой
монетной системы [9] говорят
о том, что Русь стремилась к
Византии как к некоему идеа-
лу. Так как в древности куль-
турную, политическую и соци-
альную стороны человеческой
жизни не различали, полити-
ческая мощь и богатство импе-
рии в сознании древнерусского
населения свидетельствовали о
силе «греческой веры». Получив
хрупкое господство над много-
численными
разрозненными
племенными
образованиями,
поляне грезили о едином мощ-
ном политическом образовании
с центром в Киеве. Образова-
нии, равном по величию, славе
и красоте Византии.
Литература и источники:
Андрощук Ф.
1.
К истории обряда интро-
низации древнерусских князей («сидение
на курганах») // Дружиннi старожитностi
Центрально-Схiдної Європи VIII–XI ст.:
Матерiали Мiжнародного польового
археологiчного семiнару (Чернiгiв –Ше-
стовиця 17–20 липня 2003 р.). Чернiгiв,
2003.
Аничков Е. В.
2.
Язычество и Древняя
Русь. М., 2003.
Гумилёв Л. Н.
3.
Древняя Русь и Великая
степь. М., 1989.
Додаток: Сказание о построении гра-
4.
да Ярославля //
Писаренко Ю. Г.
Велес–
Волос в язичницькому свiтоглядi давньої
Русi. Київ, 1997.
Киево-Печерский патерик // Древне-
5.
русские патерики. М., 1999.
ПСРЛ. Т. I: Лаврентьевская летопись.
6.
ПСРЛ. Т. III: Новгородская первая ле-
7.
топись младшего и старшего изводов.
Пузанов В. В.
8.
Древнерусская государ-
ственность: генезис, этнокультурная сре-
да, идеологические конструкты. Ижевск,
2007.
Cherniavsky M.
9.
Khan or Basileus: An As-
pect of Russian mediaeval Political Theory //
Journal of History of Ideas. 1959. Vol. 20.
Русская история
2
2014
105
Выбор веры
Златник князя Владимира.
Лицевая
сторона. Начало XI века
Беседа русских послов с византийским императором о евангельских чудесах.
Миниатюра из Мадридского списка хроники Иоанна Скилицы. XII век