Журнал "Русская история". Наука о дресностях. №4 2013 г. - page 111

Русская история
4
2013
109
Глиняные лапы в погребениях
Волго-Клязьминского междуречья
Волго-Окское
междуречье
было одним из центров станов-
ления великорусского этноса.
Мы обращаемся к своеобразному
элементу ряда погребальных ком-
плексов – имитациям звериных
лап. Глиняные лапы известны на
очень ограниченной территории:
в курганных комплексах Волго-
Клязьминского междуречья и на
Аландских островах, расположен-
ных в Балтийском море на входе
в Ботнический залив. Единичные
находки подобных предметов об-
наружены в центральной Швеции
в Сёдерманланде (23, с. 381–391)
недалеко от Балтийского побере-
жья, в Старицком районе Твер-
ской области (8, с. 116), а также
в одном кургане на Украине (1,
с. 85). Концентрация этих предме-
тов в достаточно удалённых друг от
друга регионах и почти полное их
отсутствие между ними поставило
исследователей перед вопросом:
где зародилась традиция помещать
глиняные лапы в погребение и,
следовательно, признаком какого
этноса она является?
В комплексах с глиняными
лапами часто встречаются глиня-
ные кольца диаметром 8–20 сан-
тиметров. В отличие от имитаций
звериных лап такие кольца не-
известны нигде, кроме курганов
Волго-Клязьминского междуре-
чья. Выяснение их происхожде-
ния и назначения требует отдель-
ного обзора.
Важно отметить, что глиня-
ные лапы ни разу не встречались
в поселениях (18, с. 305), то есть
были исключительно элементом
погребального обряда. Внешний
вид только подчёркивает это пред-
положение – лапы сделаны из гру-
бой глины, часто неаккуратно об-
работаны, плохо обожженыили не
обожжены вовсе. Возможно, они
делалась непосредственно перед
похоронами. Наиболее характер-
ным погребальным обрядом для
комплексов, содержащих такие
лапы, было трупосожжение – об-
ряд, который практически исчез
к концу XI века (3, с. 29). Лишь в
двух случаях глиняные лапы были
обнаружены при трупоположени-
ях: у деревни Большая Брембола
(к востоку от Плещеева озера) в
урочище Княжи (9, с. 239) и у села
Веськово (южный берег Плещеева
озера) (9, с. 232; 16, с. 188).
Значительную
роль
этих
предметов в погребальном обряде
подчёркивает их расположение в
погребении. Как правило, они на-
ходились на кострище, чаще все-
го в груде пережжённых костей,
иногда вместе с останками сож-
жённого – в погребальной урне
(18, с. 305); при трупоположени-
ях глиняные лапы располагались
в головах (16, с. 188). Вероятно,
им придавалось значение завер-
шающего погребальный обряд
элемента, поскольку обычно они
помещались в погребение уже
после того, как было совершено
трупосожжение (27, с. 260), одна-
ко несколько экземпляров всё же
имеют очевидные следы пребыва-
ния в погребальном костре.
На сегодняшний день извест-
но около 160 курганов, содержа-
щих глиняные лапы, на террито-
рии Центральной России, Шве-
ции (Сёдерманланд) и Украины
(Шестовица) (28) и около 80 на
территории Аландских островов.
Однако поскольку глиняные лапы
редко подвергались обжигу, во
многих захоронениях они могли
не сохраниться.
Спор, какому этносу принад-
лежала культура глиняных лап,
длится уже без малого полтора
столетия. Первым обратил на них
внимание А. С. Уваров, в его днев-
никах описано около 20 подобных
находок. В середине XIX века он
и П. С. Савельев провели мас-
штабные исследования могиль-
ников Владимирской губернии
(12, с. 84–172). Тогда за короткое
время было раскопано 7760 кур-
ганов, а результаты этих иссле-
дований опубликованы в работе
А. С. Уварова «Меряне и их быт
по курганным раскопкам». Он
особо выделял «глиняныя извая-
ния человеческих рук, звериных
лап или колец и обручей» среди
прочих находок и относил их к
мерянской погребальной тради-
ции, существовавшей в X веке (16,
с. 67–69).
В конце XIX века глиняные
лапы были обнаружены в могиль-
никах Ярославского Поволжья.
Исследовавший курганы в Ми-
хайловском и Тимерёве И. А. Ти-
хомиров считал эту группу пред-
метов проявлением культа мед-
ведя, бытовавшего в среде славян
в VIII–XI веках (14, с. 204). При
всей спорности данного заключе-
ния оно стало первым чётким со-
отнесением глиняных лап с опре-
делённым культом и этносом.
В 1902 году глиняные лапы
были обнаружены на Аландских
островах. Вскоре отдельную рабо-
ту посвятила им финская исследо-
вательница Е. Кивикоски, опреде-
лившая время бытования данной
традиции периодом VII–IX веков
(23, с. 381–391). Согласно впер-
вые проведённым зоологическим
определениям, Е. Кивикоски от-
носила эти предметы к имитаци-
ям лап бобра или медведя, а один
случай трактовала как изобра-
жение человеческой руки. Такая
интерпретация положила начало
прочной традиции бивариантной
трактовки (21; 26, с. 117). Первона-
чальной территорией распростра-
нения глиняных лап Е. Кивикоски
считала Волго-Окское междуре-
чье, тем самым удревняя начало
контактов этого региона с Аланд-
скими островами до VII века. Поз-
же исследовательница изменила
позицию (24, с. 133).
В советской историографии
1930–1940-х годов развивалась
Е. Г. Чеснокова,
участник конкурса 2012 года
Конкурс
«Наследие предков – молодым»
Глиняные лапы из раскопок
А. С. Уварова в Суздальском уезде
Владимирской губернии.
1...,101,102,103,104,105,106,107,108,109,110 112,113,114,115,116
Powered by FlippingBook