Журнал "Русская история". Наука о дресностях. №4 2013 г. - page 106

Генеральный план Москвы после великого пожара 1812 года
дворца. Надо было успеть к при-
езду императрицы, и Матвей
Казаков привлёк к работе архи-
текторов А. Баранова, М. Мед-
ведева, М. Матвеева и Р. Каза-
кова. Строительство шло всю
осень, и под самый Новый год
начальник Кремлёвской экспе-
диции М. М. Измайлов рапор-
товал о его окончании.
Пречистенский дворец не
сохранился, представить его
вид позволяют только архивные
документы и краткие описа-
ния. Одно из них принадлежит
французу Ш. Карберону: «На-
ружный вход украшен колонна-
ми; за прихожей очень большая
зала, за которою другая, тоже
большая, в которой импера-
трица принимает иностранных
министров. Дальше следует ещё
более просторная зала, она тя-
нется в длину всей постройки и
состоит из двух комнат, разде-
лённых посередине колоннами;
в первой императрица играет, а
вторая служит для танцев». Он
также упоминает тронный зал с
высокими окнами и троном под
сенью. При дворце была устрое-
на по проекту М. Ф. Казакова
отдельная домовая деревянная
церковь Святых Антония и Фе-
одосия Печерских, освящённая
16 декабря 1774 года.
Ясно, что Казаков сохра-
нил дом Голицына, расширив
его в сторону Волхонки. То, что
в результате получилось, вы-
звало разноречивые отклики.
Тот же Ш. Карберон отмечал
«весьма искусное соединение
наружных стен и внутренних
покоев». Англичанин Уильям
Кокс, побывавший в то время
в Москве, оценил красоту и
удобство здания, «сооружён-
ного с быстротой молнии».
Самой императрице, однако,
Пречистенский дворец не по-
нравился. Она жаловалась ба-
рону Гримму: «…опознаться в
этом лабиринте премудрёная
задача: прошло часа два, пре-
жде чем я узнала дорогу к себе в
кабинет, беспрестанно попадая
не в ту дверь. Выходных дверей
многое множество, я в жизнь
мою столько не видала их.
С полдюжины заделано по
моему указанию, и всё-таки их
вдвое больше, чем нужно».
По всей видимости, неудо-
вольствие государыни привело
к демонтажу деревянной части
дворца, которая длилась с 1776
по 1779 год. Разобранные кон-
струкции погрузили на баржи
и сплавили по Москве-реке от
Пречистенского спуска до Во-
робьёвых гор. Там их поставили
на сохранившийся фундамент
Старого Воробьёвского дворца,
построенного в XVI веке Васи-
лием III. Сооружение получило
название Нового Воробьёвско-
го дворца и было впервые от-
мечено в генеральном плане
Москвы 1789 года. Иконостас
же дворцовой церкви оказался
в Кремле.
На Пречистенке разверну-
лось строительство классици-
стической усадьбы, завершив-
шееся в 1802 году. О фасаде
главного дома дают представле-
ние иллюстрации из четвёртого
альбома Партикулярных строе-
ний М. Казакова.
Осенью 1812 года в Мо-
скву вступила Великая армия.
Особняк присмотрел старый
знакомый Голицына генерал
Арман де Коленкур. Он опи-
сал Московский пожар в сле-
дующих строках: «Можно без
Дом М. М. Голицына на Волхонке. Фасад.  
Чертёж из альбомов М. Ф. Казакова. 1799–1801 годы.
Архив Государственного научно-исследовательского музея
архитектуры им. А. В. Щусева
Дом М. М. Голицына на Волхонке. Разрез.  
Чертёж из альбомов М. Ф. Казакова. 1799–1801 годы.
Архив Государственного научно-исследовательского музея
архитектуры им. А. В. Щусева
Жизнь в усадьбе
Русская история
4
2013
104
1...,96,97,98,99,100,101,102,103,104,105 107,108,109,110,111,112,113,114,115,...116
Powered by FlippingBook