Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 162

А. А. Волохов
«Суровые,
но и радостные
дни…»
При анализе идеологических
практик в советском кинемато-
графе основной упор делается
на художественные ленты. Кино
же документальное остаётся в
тени, хотя подчас гораздо ярче
выражает идейные установки
своего времени. История созда-
ния знакового во всех смыслах
фильма «Разгром немецких во-
йск под Москвой» – хороший
пример того, как требования
государства находили своё отра-
жение в творческом процессе.
С началом вторжения гитле-
ровских войск выяснилось, что
специальные шаги, предпри-
нимавшиеся в 1939–1941 годах,
недостаточно подготовили доку-
менталистов к съёмкам боевых
действий: не хватало техники,
пленки, но главное – опыта. Дру-
гим аспектом проблемы стало то,
что кадры «победоносного» на-
ступления Красной армии, тре-
бовавшиеся поначалу от операто-
ров, просто неоткуда было взять.
Ситуация на фронтах не внушала
оптимизма, а бравурный настрой
репортажей расходился с реаль-
ным положением дел. Только к
осени первого года войны доку-
менталисты начали нащупывать
пути её изображения.
В ноябре 1941 года находя-
щийся по заданию ЦК партии
в Средней Азии И. Г. Больша-
ков получил телеграммой вы-
зов лично от Сталина. Главно-
командующий сообщил ему о
готовящемся наступлении под
Москвой и о том, что необхо-
димо заснять его на пленку и
«сделать хороший фильм». Он
поинтересовался, сколько ки-
нооператоров в данный момент
находится на фронте и в какие
сроки можно будет сделать кино
[7, с. 145].
Большаков и начальник
главка кинохроники Ф. М. Ва-
сильченко решили назначить
режиссёрами фильма Леонида
Варламова и Илью Копалина.
Они были немногими из тех,
кто имел опыт работы с воен-
ным материалом, а Копалин в
1920-е годы участвовал в коман-
де легендарного Дзиги Вертова.
Именно они в самый крити-
ческий момент, когда в дни вто-
рого ноябрьского наступления
враг оказался на расстоянии
30–40 км от города, вместе с не-
многими оставшимися в осаж-
дённойстолице киноработника-
ми выпустили на экраны кино-
журнал, получивший название
«На защиту родной Москвы»
[6, с. 54]. В нём демонстрирова-
лись бои на подступах к столи-
це и военные будни москвичей.
К зиме 1941–1942 года было вы-
пущено уже 9 номеров, послед-
ние выпуски информировали
зрителя о победном контрнасту-
плениииразгромефашистовпод
Москвой. Л. Варламов на осно-
ве выступления И. В. Сталина,
посвящённого 24-й годовщине
Октября, и парада на Красной
площади 7 ноября смонтировал
фильмы: получасовой «За пол-
ный разгром фашистских за-
хватчиков!» и «XXIV Октябрь».
Большая часть содержащегося
Анатолий Андреевич Волохов –
призёр конкурса на лучшую статью
для журнала «Русская история».
Конкурсы молодых историков
И. П. Копалин
160
Русская история
1–2
2016
1...,152,153,154,155,156,157,158,159,160,161 163,164,165,166,167,168,169,170,171,...172
Powered by FlippingBook