край. Под его руководством были разработаны за-
коны о добровольном переселении сельских обы-
вателей и мещан на казённые земли и разрешении
свободного переселения. Политика его в крестьян-
ском вопросе во многом была сходна с программой
П. А. Столыпина. Кстати, именно Плеве вскоре по-
сле своего назначения министром внутренних дел
предложил Столыпину должность гродненского
губернатора, а впоследствии – саратовского.
Плеве утверждал, что среди четырёх наиболее
важных для России проблем на первом месте стоя-
ла крестьянская, на втором – еврейская. Револю-
ционеры и личные враги министра распростра-
няли слухи, будто именно он был организатором
еврейских погромов. Когда в 1903 году очередной
произошёл в Кишиневе, С. Ю. Витте сфабриковал
письмо, якобы адресованное Плеве бессарабскому
губернатору фон Раабену, с просьбой не противо-
действовать погромщикам.
В действительности же сохранились две запи-
ски Плеве Николаю II, в которых министр докла-
дывал о решительных действиях по ликвидации
погромов и их предотвращению. Он сообщал, что
разрешил бессарабскому губернатору ввести по-
ложение усиленной охраны [3, л. 2]. Кроме того,
он докладывал, что намерен обратиться к губерна-
торам с циркуляром, который «послужил бы руко-
водящим приглашением действовать с большею
энергией, чем действовал бессарабский губер-
натор» [3, л. 3]. Материалы фонда Департамента
полиции свидетельствуют, что после трагических
событий в Кишинёве и Гомеле Плеве неизменно
удавалось пресекать погромы.
Более того, министр последовательно до-
бивался расширения черты оседлости и снятия
ряда ограничений с евреев. Положением 10 мая
1903 года для них открывалось 101 поселение в
14 губерниях, вскоре Плеве включил в список
ещё 57 поселений. На встречах с Т. Герцлем и
Л. Вольфом В. К. Плеве обсуждал легализацию
сионистских организаций. Условия ставились
ясно и недвусмысленно: они не должны были спо-
собствовать усилению еврейского национализма и
заниматься революционной деятельностью.
Плеве оставался глубоко православным чело-
веком, свято убеждённым в божественном предна-
значении монархии. По его мнению, только рус-
ское «историческое самодержавие» могло решить
стоящие перед государством задачи и должно было
«соблюсти справедливое соответствие между все-
ми». Он призывал «поработать прежде всего над
раскрытием духовной стороны русского самодер-
жавия, намеченной в трудах первых славянофилов,
ради очищения автократического принципа и от
восточных понятий, и от ереси просвещённого аб-
солютизма, подставляющего под понятие государ-
ства понятие о личности самодержца и заменяю-
щего служебную роль автократического режима на
благо народа» [8, с. 31]. В письме к А. А. Кирееву
он писал, что «самые способы управления обвет-
шали и нуждаются в значительном улучшении»
[7, с. 212]. Однако всё должно было развиваться, по
мнению министра, «с известной постепенностью»,
и «только сверху, а не снизу».
Плеве полагал, что Россия уже стоит на пути к
народному представительству и «что решение это-
Донесение П. А. Столыпина В. К. Плеве.
1903
Разгромленный дом в еврейском квартале Кишинёва.
1903
Конкурсы молодых историков
154