Русская история. №2 2014 г. Великая война - page 106

жит три важнейших положения:
(I) собственно иудейские про-
роки предрекали пришествие
христианского Бога, (II) кото-
рый, после того как его распяли
евреи, воскрес, и (III) при этом
не остался в долгу и отомстил.
Здесь ни слова об искуплении
грехов, адамовом грехе и пр. Все
это философ скажет в ответе на
следующий вопрос князя «ради
чего сошёл Бог на землю?».
Таким образом, вопрос о
судьбе распявших Христа для
язычника Владимира становил-
ся краеугольным камнем вос-
приятия новой веры: Древняя
Русь, принимая христианство,
должна была стать под покро-
вительство сильного бога, кото-
рый может постоять и за себя,
и за Русь. Неудивительно, что
в обильной антииудейской ли-
тературе, бытовавшей на Руси,
особое
внимание
уделялось
страданию иудеев. Сам характер
наказания в отношении евре-
ев – изгнание с родной земли –
воспринимался как наивысшая
кара. Согласно древнерусско-
му праву, человек, оторванный
от родной земли, по своему по-
ложению приближался к рабам.
Поэтому люди, не относящиеся к
коренномунаселению, искалипо-
кровительство у князя. (Прикнязе
находилось множество людей, по-
терявших связь со своеймалойро-
диной [изгои]. Покровительство
у князя, надо полагать, искали и
евреи.) Но это означало и поте-
рю самостоятельности, и что ещё
страшнее – сохранение этого ста-
туса после смерти (в соответствии
с языческими представлениями).
Философ сравнивает му-
сульман с жителями Содома и
Гоморры, а также указывает на
их нечистоплотность, явно ис-
кажая мусульманский обряд ри-
туального омовения. Согласно
ему, вначале моются интимные
части тела, а потом полоскается
рот, но осуществляется все это в
текучей, а не в стоячей воде.
На описанных сюжетах «вы-
бор веры» в летописине заканчи-
вается. В 987 году Владимир со-
зывает вече, на котором было ре-
шено отправить посольства для
«испытания» вер [6, с. 106–107].
Русские отправились ко всем тем
народам, послы которых побы-
вали в Киеве. Не посетили они
только Хазарский каганат, кото-
рый к этому времени уже канул
в Лету. Само иудейское посоль-
ство могло прибыть в Киев из
Крыма, если не стало плодом
выдумки книжника. Правда,
Л. Н. Гумилёв выдвигал предпо-
ложение,чтотекстлетописиотра-
зил реальную попытку хазарских
иудеев захватить власть в Кие-
ве, как они это сделали в Итиле
[3, с. 252]. Последнее, однако, ма-
ловероятно. В Киеве иудейская
община не смогла собрать даже
100 монет на спасение своего
члена от долгового рабства. За це-
лый год киевские евреи собрали
только 60 дирхемов. На эту сумму
можно было купить 6 овец (или
6 свиней) [8, с. 218].
Русская история
2
2014
104
Крещение святого Владимира  
в 988 году.
Радзивилловская летопись.
Конец XV века
Посол из Киева, присланный князем Владимиром, и византийский епископ перед императором Василием II.
Миниатюра из Мадридского списка хроники Иоанна Скилицы. XII век
1...,96,97,98,99,100,101,102,103,104,105 107,108,109,110,111,112,113,114,115,...116
Powered by FlippingBook