Русская история. №2 2014 г. Великая война - page 112

с незамаскированной матери-
альной частью в пути следова-
ния докладывать немедленно
по телефону и телеграфу […] и,
задерживая продвижение эше-
лонов, принимать меры к ма-
скировке перевозимой матери-
альной части. О каждом случае
нарушения настоящего приказа
доносить немедленно. Генерал
армии Хрулев» [19, л. 51]. Так-
же необходимо было ежедневно
отправлять доклады о выполне-
нии мероприятий о маскировке
на марше, в пунктах привалов и
в районах сосредоточения.
Шестнадцатая
воздушная
армия по особому указанию
штаба фронта ежесуточно осу-
ществляла с воздуха контроль
и наблюдение за передвижени-
ем войск по железным дорогам
и по грунту, а также прикрыва-
ла станции выгрузки и районы
сосредоточения в случае акти-
визации авиации противника.
Разведка на вышеописанных
участках велась ежесуточно и
разделялась на четыре периода.
Первый – с 22.00 до 23.00, вто-
рой – с 1.00 до 2.00, третий – с
рассвета, четвёртый – с 15.00 по
16.00 [15, лл. 311–313].
Каждый участок был закре-
плён за определёнными эки-
пажами. Днем разведка велась
на самолетах У-2 на высотах не
ниже 800, истребителями – не
ниже 800–1000 метров. Полно-
стью изучались все районы.
Заметно особое внимание шта-
ба 1-го БФ к правому флангу
фронта – участку 3-й армии, где
находились основные участки
шоссейных и грунтовых дорог,
районов разведки, вписанные в
план 16-й ВА [15, л. 313].
Большие лесные массивы в
полосе 65-й армии в значитель-
ной степени облегчили скрыт-
ность сосредоточения. Вой-
ска охраны тыла и СМЕРШ
ограждали районы выгрузки и
сосредоточения войск от по-
сторонних лиц. Железнодорож-
ные узлы в тылу прикрывались
истребительной авиацией 4-го
корпуса ПВО [12, л. 32].
Особенное внимание было
отведено движению машин.
Пропуск на проезд в светлое
время суток подписывался ко-
мандиром армии, поэтому авто-
мобилей было очень немного.
Нельзя было допустить, что-
бы противник заметил оживле-
ние в действиях наших войск.
Офицеры на позициях могли
находиться только в маскхала-
тах или в обычной форме [18,
л. 83]. Радиосвязь во всех зве-
ньях работы с корреспондента-
ми совершенно прекратилась,
лишь периодически производи-
лась поверка работы раций. Ра-
бота радиосвязи возобновилась
только с подачей сигнала атаки.
Для руководства и контроля
за выполнением приказов в го-
ловныедивизиивысылаласьофи-
церы штаба. Выделенные офице-
ры ежедневно утром и вечером
совершали облёты на самолете
по маршрутам движения корпу-
сов. Оперотделы штабов армий
ежедневно составляли сводку о
нарушениях маскировки в ходе
марша. Командующие армиями
и члены Военного совета значи-
тельную часть времени проводи-
ли в войсках [16, л. 19].
Кроме того, при отработке
боевых документов были приня-
ты следующие меры. Все основ-
ные боевые документы (план
операции, боевой приказ, пла-
новая таблица боя) писались от
руки в одном экземпляре. Козна-
комлению с их содержанием до-
пускался строго ограниченный
круг штабных офицеров. Необ-
ходимые предварительные рас-
поряжения командирам войско-
вых соединений большей частью
отдавались лично, путём вызова
Колонна немецкой техники, уничтоженная на дороге под Бобруйском.
Июнь 1944 года
Представители советского командования допрашивают пленных немецких
генералов.
Район Витебска, Белоруссия. 1944 год
Русская история
2
2014
110
Конкурс молодых историков
1...,102,103,104,105,106,107,108,109,110,111 113,114,115,116
Powered by FlippingBook