Русская история. №2 2014 г. Великая война - page 104

Д. В. Пузанов
(г. Ижевск)
В обществе существует множе-
ство этнокультурных стереоти-
пов, связанных с восприятием
чужой культуры. На их основе
можно выяснить, насколько
человек способен понять иной
народ или иную религию, на-
сколько они ему близки или, на-
оборот, далеки. Многие из таких
стереотипов сохранила Повесть
временных лет (далее – ПВЛ)
в сюжете, связанном с выбо-
ром вер князем Владимиром
[6, стб. 84–106].
Согласно летописи, в 986 го-
ду в Киев прибыли послы от
волжских болгар с цельюобра-
тить русских в ислам. За ними
пришли немцы, убеждавшие
князя принять христианство
по западному обряду. Затем
Владимир выслушал хазар-
ских евреев, призывавших
перейти в иудаизм. Наконец,
в столицу Руси прибыл визан-
тийский философ, поразив-
ший князя и бояр ораторским
искусством.
Конечно, на руках у книж-
ника не было протокола с ре-
чью проповедников и князя,
и он вкладывал в их уста соб-
ственные представления о
том, что они должны говорить.
В этом и состоит ценность
данного отрывка, отражающе-
го страстные метания русской
души, её поиск Истины. В его
рассказе зашифрован ответ на
вопрос, почему древнерусское
население сделало свой выбор
именно в пользу христианства
и именно в его греческом ва-
рианте.
Летописный сюжет по-
строен по схеме: прибывает
посольство – разговор начина-
ют сами проповедники – князь
Выбор веры
Мировые религии
глазами древнерусского летописца
Великий князь Владимир избирает религию.
И. Е. Эггинк. 1822 год
Конкурс молодых историков
Русская история
2
2014
102
1...,94,95,96,97,98,99,100,101,102,103 105,106,107,108,109,110,111,112,113,114,...116
Powered by FlippingBook