Журнал "Русская история". №4 2015 г. - page 50

ского хана Джанибека, прозрела. В честь того поис-
тине чудесного исцеления и был воздвигнут Чудов
монастырь.
Удивительное обстоятельство: давние кровные
узы соединяют московского чудотворца, прославив-
шегося своими деяниями в XIV столетии, с поэтом:
в пушкинском родословии есть имя святителя Алек-
сия, в миру Елевферия, сына черниговского боярина
Фёдора Бяконта, переселившегося вМоскву. Родство
прослеживается через родного брата святого подвиж-
ника Феофана Фёдоровича Плещея, его потомков
Плещеевых.
В 1501–1503 годах каменный храм, возведённый
итальянскими мастерами, заменил прежнюю дере-
вянную церковь АрхистратигаМихаила.
Страстно мечтавший о наследнике Василий III
и моливший о том святителя, узнав, что надежды
свершились, «радостную душою обеты сердца ис-
полнял». Елена Глинская, почитавшая, как и её ав-
густейший супруг, память святителя Алексия, во ис-
полнение обета покойного царя, повелела заключить
мощи святого угодника в серебряную раку. И вместе
с малолетним сыном, будущимИваном Грозным, ис-
тово молилась перед ней.
Державной волейИвана Грозного и повелась тра-
диция крестить в Чудовом монастыре царственных
младенцев: в 1554-м в его купели крестили царевича
Ивана, в 1557-м – царевича Фёдора, в 1672 – цареви-
ча Петра.
«Царевич (будущий Пётр I. –
Л. Ч
.) был окрещён
июня 29, в субботу, на праздник верховных апостолов
Петра и Павла, в Чудовом монастыре, от Патриарха
Иоакима».
(А. С. Пушкин. «История Петра»)
В российской истории имя монастыря проч-
но соединено с началом великой Смуты: из его стен
бежал в Литву насельник, монах-расстрига Гришка
Отрепьев, «Чудова монастыря недостойный чернец
Григорий, из роду Отрепьевых», в будущем Лжедми-
трий I.
Знаменитая сцена из пушкинской трагедии:
Ночь. Келья в Чудовом монастыре.
Пимен (пишет перед лампадой)
<…>
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за тёмные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
В списке действующих лиц «Бориса Годунова»,
что составил Пушкин, есть и «Игумен Чудова мо-
настыря».
Стены Чудова обратились в безмолвных свиде-
телей кончины праведника: в 1612 году в монастыр-
ской келье был заморен голодом патриарх Гермо-
ген, отказавшийся целовать крест польскому царе-
вичу Владиславу. Даже из темницы неустрашимый
Гермоген рассылал грамоты с воззваниями против
иноземцев, благословил оба народных ополчения:
«Болит моя душа, болезнует сердце… Посмотрите,
как Отечество наше расхищается и разоряется чу-
жими!»
Пожарский, Минин, Гермоген,
Или Спасённая Россия…
Ровно через двести лет после кончины праведни-
ка, в 1812-м, император Наполеон устроил в древней
обители свой штаб. А маршал Даву соорудил в алтаре
храма воимяЧудаАрхистратигаМихаила…собствен-
ную спальню.
Следуядавнейтрадиции,вЧудовоммонастыре
был крещён наследник престола, будущий Алек-
сандр II, родившийся в Кремле, в Малом Нико-
лаевском (Чудовом) дворце, в апреле 1818-го на
Святой неделе, под пасхальный перезвон коло-
колов.
Царь-колокол в Московском Кремле.
Э. Гилбертсон
Чудов монастырь.
Почтовая открытка конца XIX в.
Русская история
4
2015
48
1...,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49 51,52,53,54,55,56,57,58,59,60,...117
Powered by FlippingBook