Журнал "Русская история". №4 2015 г. - page 47

(1680-е), Введенский храм на Поварке в Москве
(1676–1679), храм Софии Премудрости Божией
на Софийской набережной напротив Кремля. По-
следний завершён одновременно с храмом Вели-
комученицы Екатерины, в 1686 году.
В архитектурной реконструкции представлен
и придельный к Георгиевскому храм Дмитрия Со-
лунского, впервые упомянутый в 1625 году.
Келейные корпуса монастыря традиционно
занимали три стороны по периметру территории.
Сохранились чертежи жилых построек, по анало-
гам XVII века реконструированы архитектурные
детали, масштаб и стилистика оконных и дверных
проёмов.
Мы можем подвести некоторые итоги. Изуче-
ние кремлёвского ансамбля в нескольких хро-
нологических периодах приводит к пониманию,
что наибольшее гармоническое единство кре-
пость приобрела в конце XVII века. Именно тог-
да воплотился единый композиционный замысел
и сложился завершённый образ цитадели. Мно-
гие позднейшие постройки, такие как Сенат, Ар-
хиерейский дом (Малый Николаевский дворец),
вписывались в него вполне органично. Другие
создавали некий диссонанс, но всё же не разру-
шали ансамбль Кремля. Большой исторический
и архитектурный интерес представляют как осу-
ществлённые, так и неосуществлённые проекты
выдающихся архитекторов: Еготова, Баженова,
Казакова, Растрелли, Тона.
Археологические исследования, которые нач-
нутся после демонтажа «14-го корпуса», несо-
мненно, обогатят предметную коллекцию музеев
Кремля историческими артефактами, элементами
конструкций и декора. Проведённая архитектур-
ная реконструкция будет полезна для археологи-
ческих исследований: под землёй сохранились
фундаменты и подземные части сооружений со
сводами, в засыпках и перекопах – материальные
следы и отпечатки всех эпох.
Наступило время собирать разбросанные кам-
ни. Поэтому необходимо тщательным образом ис-
следовать каждый сохранившийся документ, най-
ти место каждому значимому артефакту. В итоге
все они постепенно сложатся в единую картину
исторического облика древнего Кремля.
Историко-архивные исследования выполне-
ны В. А. Киприным и другими; графическая ар-
хитектурная реконструкция Чудова и Воз-
несенского монастырей – Б. М. Винниковым,
А. А. Мамоновым, А. С. Ягнюком, А. Г. Топили-
ной, А. Г. Калинчуком при участии С. В. Звере-
ва и других. В подготовке материалов для ар-
хеологических работ участвовали О. И. Журин,
И. И. Руднева, А. Йованович, Е. Б. Ломакин,
Г. Я. Мокеев.
Виды из ворот Спасской башни и из Царской башни: до демонтажа 14-го корпуса и с учётом архитектурной реконструкции
монастырей (компьютерная модель)
1...,37,38,39,40,41,42,43,44,45,46 48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,...117
Powered by FlippingBook