сле многочисленных пожаров и протечек). Такое
переустройство древнерусских храмов производи-
лось с XVIII века с целью упрощения ремонтных
работ, но остатки древних форм сохранились и до-
статочно хорошо изучены реставраторами и вос-
созданы на многих памятниках. Главы Вознесен-
ского собора схожи по форме с Архангельским,
а порталы – с собором Рождества Пресвятой Бо-
городицы Пафнутьева Боровского монастыря.
Сложнее реконструировать формы храма Ми-
хаила Малеина (1619), перестроенного в 1634 году,
с более поздними северным приделом и собор-
ной колокольней. На имеющихся фотографиях
запечатлена скатная кровля, скрывающая перво-
начальные ярусы кокошников. Восстановить вид
храма возможно по аналогу – храму Покрова
в Рубцове (1619–1622) с тремя убывающими к вер-
ху рядами кокошников.
Колокольня Вознесенского монастыря 1694 го-
да имела, вероятно, изначально шатровый верх.
После «Троицкого» пожара 1737 года он был за-
менён на маленькую главку, а ограждение галереи,
окружавшей его основание, стало основанием
и карнизом другой, упрощённой кровли восьме-
рика – яруса звона. Современная ей, близкая по
формам и конструкциям и замечательно сохра-
нившаяся колокольня храма Воскресения Хри-
стова в Кадашах (1695) имеет шатровый верх.
Сама церковь занимала доминирующее положе-
ние в Замоскворечье и была связана с Кремлём
ным входом в Кремль. А рядом, на Красной пло-
щади, возвышался собор святой Троицы и храм
Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более
известный как храм Василия Блаженного.
К концу XVII века при обозрении с юга, из За-
москворечья, ансамбль монастыря приобрёл очень
выразительный силуэт, который составляли:
– невысокая, возможно, шатровая колоколь-
ня Вознесенского монастыря;
– доминирующая Спасская башня с арочны-
ми проёмами в основании шатра;
– шатёр собора Василия Блаженного, а чуть
правее и ниже – шатёр её колокольни с тремя ря-
дами слуховых проёмов.
Вознесенский монастырь в то время включал
несколько храмов, колокольню и монастырские
здания. Центральный собор Вознесения Господ-
ня (1518–1519) был возведён итальянским зодчим
Алевизом Новым и перестроен в 1587–1588 го-
дах. Он достаточно хорошо известен по чертежам
архитектора-реставратора Ф. Ф. Рихтера, а также
обмерам П. Н. Максимова, сделанным перед его
разрушением. Известна графическая реконструк-
ция А. Л. Баталова южного фасада собора.
Вознесенский собор запечатлён также в мно-
гочисленных рисунках и картинах XIX века. Наи-
более интересны акварели Ф. Алексеева начала
столетия. На них отчётливо видны конструкции
четырёхскатных кровель, ярусы кокошников на-
ходятся под ними (результат ремонтов верхов по-
Спасская башня и Вознесенский монастырь.
Акварель Ф. Алексеева, начало XIX в.
Вид на Кремль с Красной площади.
А. Олеарий, 1636 г.