Монастыри Кремля
Государственном историческом музее, Третьяков-
ской галерее.
Так после 1929 года Кремль, веками возво-
дившийся как сакральный центр государства,
оказался лишён одной из важных составляющих
Града – монастырей. Вместе с древнейшими оби-
телями снесли и Малый Николаевский дворец.
На их месте по проекту В. П. Апышкова (а не
И. И. Рерберга, как принято считать) было постро-
ено громоздкое Ш-образное в плане строение, так
называемый 14-й корпус. Сооружение заслонило
собой здание Сената, а фасадной стеной пере-
крыло главную древнюю композиционную ось
и перспективный вид на Соборную площадь, от-
крывавшийся прежде от главного входа в Кремль
через ворота Спасской башни.
Исторические панорамы Кремля и Москвы за-
печатлены многими художниками с разных точек –
из Замоскворечья, с бровки Кремлёвского холма
и со Спасской башни, колокольни Ивана Велико-
го. Работы Алексеева, Кадоля, Делабарта, Васнецо-
ва представляют как общие виды, так и утраченные
детали замечательного градостроительного памят-
ника. Имеются и современные графические рекон-
струкции вида Москвы в конце XVII века. Здесь
выделяется замечательная серия акварельных работ
с панорамными видами МосквыМ. П. Кудрявцева.
Ныне появились возможности создать и объёмные
компьютерные модели Кремля с реконструкцией
облика построек в XVII и XVIII веках.
Вознесенский и Чудов монастыри распола-
гались рядом, между восточной стеной Кремля
и Ивановской площадью, Спасской и Чудовской
улицами. Они находились между двумя главными
доминантами Московского Кремля – колоколь-
ней Ивана Великого и Спасской башней и явля-
лись важнейшей составной частью архитектурной
композиции ансамбля, складывавшегося в соот-
ветствии не только с требованиями обороны, фор-
тификационногоискусства, нои с древнерусскими
градостроительными принципами, метрическими
закономерностями и христианской символикой.
Так, размер храмовой иконы Успения Богомате-
ри послужил модулем при возведении Успенского
собора, а наружная ширина его со стороны апсид
стала мерой и градостроительным модулем раз-
бивки в плане периметра стен Кремля, а затем
стен Китай-города и стен Белого города.
Строительные приёмы в древнерусском зод-
честве передавались из поколения в поколение,
строительство велось по образцам с примене-
нием древнерусской системы размеров, мер
и пропорций в саженях, их соотношениях. Наши
предварительные исследования по чертежам так-
же говорят о модульной соразмерности размеров
главного собора Чудова и Вознесенского мона-
стырей с наружным периметром ограждающих
стен и контура зданий. Однако окончательный
ответ дадут точные промеры после археологиче-
ских работ.
Чудов и Вознесенский монастыри, Малый Николаевский
дворец в Кремле.
Фото начала XX в.
Разрушение Алексеевской и Благовещенской церквей Чудова
монастыря.
1929 г.