2013 2 ?onneay enoi?ey
51
шие кули с хлебом с огромных
кораблей-барок, которые тащи-
ли с низовьев Волги бурлаки, на
небольшие романовки или тих-
винки, поднимавшиеся к Петер-
бургу при помощи лошадей.
В 1777 году указом Екате-
рины II слободу преобразовали
в город Рыбинск. В начале XIX
века здесь было построено одно
из первых в России биржевых
зданий. Торговый Рыбинск не
был культурной столицей или
духовным центром края, одна-
ко его жители радели о красоте
родного города, в котором они
чувствовали себя хозяевами, и
завещали это отношение детям.
Город стремительно развивался,
заказывая проекты ключевых
зданий видным столичным ар-
хитекторам, в числе которых
были К. И. Росси и В. А. Шре-
тер. К сожалению, их построй-
ки до нас не дошли. Зато уцеле-
ли творения маститых зодчих:
Спасо-Преображенский собор
А. И. Мельникова и Новая бир-
жа А. В. Иванова, образующие
вместе с мостом через Волгу уди-
вительный ансамбль.
Рыбинск может гордиться
очень красивой соборной коло-
кольней, почти 94 метра в вы-
соту, что и поныне гарантирует
ей место в десятке высочайших
звонниц России. А городская
каланча со своими 48 метрами и
вовсе считается самой высокой
пожарной вышкой в России.
В ХХ веке бывшая «столи-
ца бурлаков», как когда-то назы-
вали Рыбинск, стала серьёзным
промышленным городом. Здесь
возникали новые заводы, созда-
вались двигатели самолётов и
тракторов, корабли и сложные
приборы. На окраинах возника-
ли «сталинские» и «хрущёвские»
районы, включавшие такие лю-
бопытные объекты, как Дворец
культуры моторостроителей ар-
хитектора Я. М. Корнфельда –
«двойник» московского ДК име-
ни Горбунова, но украшенный
классицистическим
декором.
Красив и удостоенный некогда
Сталинской премии комплекс
гидросооружений, превратив-
ших междуречье Волги и Шек-
сны с городом Мологой, тремя
монастырями и сотнями дере-
вень в бескрайние просторы Ры-
бинского моря.
Старинный
купеческий
город, ставший «историческим
центром» нового Рыбинска, по
всем генеральным планам разви-
тия должен был почти весь пой-
ти под снос, уступив место мно-
гоэтажкам. Но каждый раз этому
что-то мешало: война, нехватка
денег, желание директоров за-
водов строить жильё поближе к
месту работы. В результате, если
не считать отдельных точечных
вкраплений да обезглавленных
храмов, дореволюционный го-
род весь ХХ век продолжал оста-
ватьсяпрактическинетронутым.
Рыбинск из-за своих обо-
ронных предприятий в совет-
ские годы считался «закрытым
городом». Расписание туристи-
ческих теплоходов было со-
ставлено так, чтобы проходить
мимо него ночью. Случались,
конечно, и исключения. Прое-
хавшие летом 1960 года по горо-
дам Верхней Волги искусство-
вед Ю. Я. Герчук и архитектор
М. И. Домшлак были восхище-
ны цельностью облика города.
И в самом Рыбинске были люди,
прекрасно понимавшие, в каком
месте они живут. Особая роль
принадлежала здесь Л. М. Ма-
расиновой – преподавателю
Рыбинского авиационного тех-
нологического института. Она
привила сотням рыбинцев чув-
ство любви к родному городу.
Её квартира была центром при-
Iaaaaiiue ?uaeine
Дома на Волжской набережной