2013 2 ?onneay enoi?ey
53
Iaaaaiiue ?uaeine
К сожалению, и из этих
планов удалось воплотить очень
немногое. В стране как раз на-
чались затяжные экономиче-
ские проблемы, остро сказав-
шиеся на оборонных предприя-
тиях города. В рекламных про-
спектах того времени гордо пи-
сали о «40 исторических квар-
талах», но красивые планы и ло-
гичные концепции оказались
нереальными. Больше всего по-
терь понесла деревянная архи-
тектура. Бессильно разводили
руками и приезжавшие из сто-
лицы комиссии, говоря: здания,
конечно, интересные – ищи-
те инвесторов, иначе вы их по-
теряете. А немногочисленные
инвесторы, чувствуя свою неза-
менимость, нередко игнориро-
вали предписания охраны па-
мятников, реконструируя купе-
ческий особняк соответствен-
но своим вкусам и потребно-
стям. Или же просто забрасы-
вали объект, спокойно дожида-
ясь, пока он благополучно раз-
валится сам, освободив место
их архитектурно-коммерческим
фантазиям.
Грустным событием стала
реконструкция бывшего доход-
ного дома Мыркина, построен-
ного в 1880-е годы. В рамках со-
глашения о сотрудничестве, под-
писанногомежду тогдашнимиру-
ководствами Москвы и Ярослав-
ской области, одно из красивей-
ших зданий города должно было
стать гостиницей. Но взявшаяся
за работу компания в 2006 году
посчитала реконструкцию слиш-
ком дорогой, предложив просто
снести памятник архитектуры,
заменив его новоделом.
Однако и тогда в городе
было немало положительных
примеров. В 1993 году всем ми-
ром отреставрировали здание
Новой биржи, где с тех пор рас-
полагается Рыбинский музей-
заповедник. На Волжской набе-
режной избежала худшей судьбы
бывшая мельница Калашникова.
Сумели спасти трёхэтажный
особняк купца Вязмина на глав-
ной улице Рыбинска, вновь став-
ший украшением всего квартала.
Восстали из небытия почти все
городскиехрамы, уцелевшиевсо-
ветские годы, – от грандиозного
Спасо-Преображенского собора
до небольшойКазанской церкви,
сохранившей в интерьере фре-
ски ведущих ярославских иконо-
писцев серединыXVIII века.
С конца 1990-х годов авто-
бусы с туристами время от вре-
мени стали проезжать через го-
род, оказавшийся включённым в
«расширенные» варианты Золо-
того кольца. Однако самым весо-
мым вкладом в поток гостей го-
рода стали теплоходы. Сначала
пассажиров просто «выпускали
погулять» на время стоянки. На
пристани их ждали представите-
ли туристических фирм и музея,
небезуспешно агитировавшие
их на экспресс-экскурсии. По-
том контакты рыбинских тура-
гентств и круизных фирм стали
более правильными, а экскурсии
по музею и городу – регуляр-
ными. Вот только вздохи при-
езжих – какой красивый город,
но какой запущенный – слушать
было всё обиднее.
Когда сумятица и бездене-
жье 1990-х отошли в прошлое,
оказалось, что город за эти годы
позабыл о своей истории. И дом
с осыпающейся штукатуркой
чаще всего вызывает у средне-
статистического рыбинца очень
простое желание: снести это ста-
рьё ипостроить на егоместе что-
нибудь красивое и современное.
И если на рубеже 1980–1990-х го-
дов в городе практиковалось соз-
дание на месте утраченных зда-
ний, хотя и новоделов, но до-
статочно точно воспроизводив-
ших неординарный облик свое-
го предшественника, то теперь
над этим мало кто задумывается.
Несколько лет назад была
снесена чуть не половина боль-
шого квартала между улицами
Герцена и Чкалова, для того что-
бы освободить место под совре-
менный деловой центр. В по-
следние годы в жизнь активно
проводится программа по рас-
селению ветхого жилья, а муни-
ципальные власти всеми силами
стараются избавиться от непро-
фильных активов. Эти правиль-
ные и благие начинания остав-
ляют беспризорными дом за до-
мом. Двух- и трёхэтажные особ-
няки – памятники архитекту-
ры с аккуратно зашитыми же-
лезом окнами стоят на Бульвар-
ной, улицах Герцена и Чкало-
ва, безропотно дожидаясь того,
4