2013 1 ?onneay enoi?ey
21
ненный Фёдор, и честолюбивая
Софья, и импульсивный, гени-
альный Пётр, и ленивая Анна
Иоанновна, и поэтическая, ве-
треная Елизавета, и великая Ека-
терина, и могучая мужская пле-
яда Романовых XIX века — трио
Александров и Николай.
Говоря о личных качествах
представителей династии, сле-
дует отметить, что большинство
из них были прекрасно образо-
ваны, стояли на несравненно бо-
лее высоком интеллектуальном
уровне, чем даже их ближайшее
окружение. Это образование
было и универсальным, и хри-
стианским, и глубоко гумани-
стическим. Так, воспитателем и
Фёдора Алексеевича, и Софьи
был замечательный писатель,
философ, гуманистХVII века Си-
меон Полоцкий. Фёдор мечтал о
создании русской истории, увле-
кался музыкой, прекрасно знал и
любил живопись и архитектуру.
А ведь он ушёл из жизни, когда
ему был всего 21 год. Хорошо об-
разована была Елизавета, сама
сочинявшая стихи. Пётр старал-
ся дать дочерям систематиче-
ские знания.
Екатерина II училась всю
жизнь. Она прекрасно знала
французских просветителей, чи-
тала, писала и говорила, есте-
ственно, по-немецки, а также
по-французски и быстро и в до-
статочной мере освоила рус-
ский. Она оставила блестящие
мемуары, эпистолярные образ-
цы, была автором пьес и разного
рода памфлетов. Для внуков она
составила правила воспитания,
до сих пор поражающие сво-
ей разумностью и гуманизмом;
сформулированные ею «Нрав-
ственные идеалы» правитель-
ницы также вряд ли могут быть
формально оспорены. «Изучай-
те людей, —писала она, — старай-
тесь пользоваться ими, не вверя-
ясь им без разбора; отыскивай-
те истинное достоинство, хоть
бы оно было на краю света... До-
блесть не лезет из толпы, не жад-
ничает, не суетится и позволяет
забывать о себе. Никогда не по-
зволяйте льстецам осаждать вас:
давайте почувствовать, что вы
не любите ни похвал, ни низо-
стей. Оказывайте доверие лишь
тем, кто имеет мужество при слу-
чае вам поперечить, и кто пред-
почитает ваше доброе имя ва-
шей милости». Эти принципы
актуальны и поныне.
Высокообразованными
людьми были Павел I и Алек-
сандр I. Павел I испытал на
себе всю мощь интеллекта и
общественного кругозора гра-
фа Н. И. Панина, бывшего его
наставником долгие годы, хотя
Екатерина II и понимала, что он
является её недоброжелателем
и настраивает сына против ма-
тери. Воспитателем же Алексан-
дра I был знаменитый западный
гуманист,республиканецЛагарп,
двоюродный брат французского
революционера Марата. Лагар-
па Александр, сначала великий
князь, а потом император, бого-
творил всюсвоюжизнь. Сколько
раз Екатерине доносили о ради-
кальных взглядах воспитателя её
любимого внука, однако в отстав-
ку он ушёл не по этой причине,
а лишь тогда, когда отказал им-
ператрице в попытке уговорить
Александра стать наследником
престола, минуя отца.
Отличался хорошим обра-
зованием и Николай I, хотя оно
имело сугубо прагматический ха-
рактер. Ему неповезло с воспита-
телями, но он прошёл «на дому»
университетский курс, владел
свободно несколькими языками,
обожал музыку, сам прекрасно
играл на флейте и принимал уча-
стие в домашних концертах. Ему
не были доступны высоты гума-
нистической и философской
мысли, хотя того, что он имел,
вполне доставало, чтобы ценить
и поддерживать Гоголя и Пушки-
на. При нём подлинного расцве-
та достигли русская литература
и искусство, а Эрмитаж был пре-
вращён в общедоступный музей.
Великолепнуюобразователь-
нуюподготовку под руководством
поэта В. А. Жуковского и под
влиянием другого беллетриста —
А. К. Толстого, а такжецелого сон-
ма преподавателейполучили буду-
щий царь-реформатор Александр
II и его братья. Эта же традиция
была воспринята при дворе и
позднее. Можно много и долго
спорить по поводу личных и госу-
дарственных качеств последнего
русского императора Николая II,
но несомненно одно: его обра-
зовательный, интеллектуальный
уровень, чувство юмора были на
вполне достаточной высоте. Лю-
битель русской классики, он и в
последние дни перед смертью в
доме Ипатьева в Екатеринбурге
наслаждался творчеством Салты-
кова-Щедрина, настроенного, как
известно, критически к существу-
ющимв Россиипорядкам.
И ещё об одном следовало
бы сказать, рассуждая о дина-
стии. Все её представители ис-
пыталина себе глубокое влияние
христианских идей. Мы очень
долго и очень много потешались
над тем, чтоипервые Романовы,
и последующие монархи были
Aeianoey ?iiaiiauo