2013 1 ?onneay enoi?ey
11
столба тёмно-красного гранита,
бронзового навершия-купола с
фигурой ангела с крестом рабо-
ты скульптора Б. И. Орловского
и гранитного пьедестала, укра-
шенного бронзовыми аллегори-
ческими фигурами, военными
доспехами и датами «1812, 1813,
1814». На горельефе, обращён-
ном к Зимнему дворцу, фигуры
Слав держат доску с надписью:
«Александру I – благодарная Рос-
сия». Общая высота монумента –
47,5 метра. Благодаря точному
расчёту колонна никак не кре-
пится к постаменту, а держится
лишь силой собственного веса.
По желанию Николая I ангелу
были приданы портретные чер-
ты Александра I. Правой рукой
он указывает на небо, а левой
придерживает крест, придавли-
вающий к постаменту змею. Его
силуэт чётко прочитывается на
фоне неба с разных точек и как
бы продолжает движение по-
бедоносной колесницы на арке
Главного штаба. «Наш ангел в
небесах», – говорили в царской
семье. Для жителей Петербурга
ангел с крестом на Александров-
ской колонне – один из самых
трепетных символов города, его
«ангел-хранитель».
В Зимнем дворце 17–19 де-
кабря 1837 года бушевал пожар,
после которого остались лишь
обугленные стены. Благодаря
умелым действиям роты двор-
цовых гренадёр, а также солдат
гвардейских Павловского и Пре-
ображенского полков многое из
имущества удалось спасти. Им-
ператорская семья переехала в
Аничков дворец.
Восстановление Зимнего
дворца из руин по значимости
сопоставимо лишь со временем
его возведения. Это был подвиг
тысяч строителей, инженеров,
мастеровых, художников. Ко-
миссия во главе с архитекторами
В. П. Стасовым и А. П. Брюл-
ловым справилась с задачей в
рекордные сроки. Двадцать ше-
стого марта, в день Святой Пас-
хи, возрождённый дворец был
освящён и открыл свои двери
для гостей. В тот же день импе-
раторский флаг, знаменующий
присутствие государя в столице,
вновь был поднят над главной
резиденцией Романовых. Чтобы
исключить возможность повто-
рения пожара, в Зимнем двор-
це отказались от деревянных
перекрытий и внедрили систему
воздушного отопления, разрабо-
танную инженером Н. А. Аммо-
совым. Тёплый воздух подавался
в комнаты по проложенным в
толще стен каналам из подвалов,
где было сооружено 86 мощных
пневматических печей.
Согласно желанию Нико-
лая I парадные залы были восста-
новлены В. П. Стасовым в стиле
позднего классицизма. Барочный
декор сохранили Парадная (Иор-
данская) лестница, Большой со-
бор и Малая церковь. Жилые
покои, создававшиеся под руко-
водством А. П. Брюллова, являли
собой примеры исторических
стилейиотличалисьизысканным
великолепием. При Николае I в
Зимнем дворце возникли два ме-
мориальных зала: Петровский
(Малый Тронный), посвящён-
ный памяти Петра I, и Алексан-
дровский – в честь Александра I.
По приказуНиколая I с 1839
по 1852 год рядом с Зимнимдвор-
цом по проекту баварского архи-
тектораЛеофонКленце был воз-
ведён Новый Эрмитаж, который
стал музеем. Кленце органично
вписал его в ансамбль зданий,
примыкающих к дворцу, соеди-
нив внутренними переходами
Малый и Старый Эрмитаж. Глав-
ный, южный фасад был украшен
торжественнымпортиком с деся-
тью мощными фигурами атлан-
тов из сердобольского гранита
работы скульптора А. И. Теребе-
нева. Публичное открытие музея
состоялось 5 (17) февраля 1852
Ceiiee aai?ao
3
1...,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,...116