2013 1 ?onneay enoi?ey
9
Ceiiee aai?ao
году с принцессой Луизой Баден-
ской (в православии – Елизавета
Алексеевна) Екатерина II подари-
ла любимому внуку весь северо-за-
падный ризалит Зимнего дворца,
включая заново отделанные залы
Невской анфилады с Концерт-
ным залом и личные покои из
одиннадцати помещений. С во-
царением Александра I эта часть
Зимнего дворца получила статус
императорской половины.
В 1801–1802 годах архи-
тектор Л. Руска переделал ряд
помещений, расширив личные
апартаменты императора. Вся
южная часть Зимнего дворца
была отдана вдовствующей им-
ператрице Марии Фёдоровне.
Здесь размещался её двор – хра-
нитель придворного этикета.
Как и при Екатерине, отсюда
начинались «большие» и «ма-
лые» выходы – торжественные
шествия придворных в дни свет-
ских и церковных праздников.
С первых дней царствова-
ния Александр I и его друзья –
князь А. Чарторыйский, граф
В. П. Кочубей, граф П. А. Стро-
ганов, Н. Н. Новосильцев – ра-
ботали над преобразовательны-
ми проектами общественного
устройства. Их заседания прохо-
дили на личной половине импе-
ратора в Зимнем дворце. Позд-
нее там же над «Планом всеоб-
щего государственного образо-
вания» трудился статс-секретарь
М. М. Сперанский – по словам
Наполеона, «самая разумная и
самая честная личность при рус-
ском дворе». Однако дворян-
ство, от лица которого выступал
Н. И. Карамзин, обвинило Спе-
ранского в измене, и 17 марта
1810 года его отправили в ссыл-
ку прямо из Зимнего дворца.
Двадцать пятого декабря
1826 года в Зимнем дворце была
открыта Военная галерея – ве-
личественный памятник Оте-
чественной войне 1812 года. Её
создание началось в 1818 году по
проекту архитектораК.И. Росси.
На стенах в пять рядов были раз-
мещены 332 портрета русских ге-
нералов кисти английского ху-
дожника Дж. Доу и его помощни-
ков А. В. Полякова и В. А. Голике.
Вцарствование императора
Николая I, проходившее под де-
визом «православие, самодержа-
2 3
4
1. Зал картин фламандской школы.
Э. П. Гау. 1860 год
2. Портрет архитектора Б.-Ф. Расстрелли.
Л. К. Пфандцельт
3. Прием турецкого посольства
в аудиенц-зале.
Гравюра XIX века
4. Концертный зал.
Архитекторы Дж. Кваренги, О. Монферран,
В. П. Стасов.
1791–1793, 1830, 1838–1839 годы
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,...116