Журнал "Русская история". №1-2 2008 г. - page 116

Сувчинский придавал социально­
психологической стороне истории важное
значение как интегратору всей
совокупности социокультурных явлений и,
вслед за Карсавиным, отводил
второстепенную роль причинно­
генетическим факторам.
Познание русской революции возможно
лишь через понимание типологии
революционного субъекта, определяемой
структурой национального
миросозерцания. А русская культура, по
Сувчинскому, «концентрически» выражает
религиозно-нравственные основы
миросозерцания русского народа, где вся
проблематика жизни, всё множество
реакций на нее сосредоточено вокруг
вопроса о цели и смысле жизни.
Несовместимость же индивидуальной
личности Запада и соборной личности
Евразии служит непреодолимым барьером
для переноса ценностных установок и
ориентиров с Запада на Восток. И движущей
идеей событий, переживаемых страной
начиная с
191 7
г., является поиск единой
и надежной системы сознания и жизни,
осуществляющихся пока в неподлинном
виде в коммунистическом эксперименте.
Обладая ярким общественным
темпераментом и будучи увлеченной
натурой, граф Пётр Сувчинский всегда
находился в эпицентре культурных событий
и состоял в художественной элите Парижа.
Он переписывался с видными учеными,
политиками, философами, писателями
своего времени (Стравинским,
Прокофьевым, Пастернаком, Цветаевой,
Юдиной, Рене Шаром, Альбером Камю,
Жаном Полем Сартром, Жаном Поланам и
другими).
Будучи универсалистом, он после войны в
основном занимался музыкальной
критикой. Был составителем и редактором
известного двухтомника
«Musique Russe;
etudes reunies par Pierre Souvtchinsky» (Paris,
195З). В искусствоведении считается одним
из праотцов постмодернизма-особо
114
1
Русская история
11 - 212008
«яйцеголовым» культурологом. Вместе
с Пьером Булезам и Жаном-Луи он
основывает общество «Музыкальное
достояние»
(La Domaine musicale),
концерты
которого, посвященные современным
композиторам, в том числе- российским
(Э. Денисов и др.), были на протяжении
более десяти лет значимыми событиями
музыкальной жизни Европы.
В основу создания
«Domaine Musical»
легла
идея распространения новой музыки
послевоенного времени, пропаганда
творчества современных композиторов,
принадлежащих к самым различным
национальным школам, а также обращение
к наследию позднесредневековой
протосубьектной музыки
Ars nova.
Мотивы
деятельности Сувчинского в
«Domaine
Musical»
становятся понятны из его письма
1957
г. Б. Пастернаку: «Вот уже много лет ,
как я занимаюсь только музыкой, я
убежденный сторонник так называемой
додекафонической музыки (Шенберг, Берг,
Веберн). Благодаря этой школе, этой
"технике" стало в музыке "вдруг видимо
далеко во все концы света". Появилось
новое ощущение звука, новая выра­
зительность, небывалые возможности, новая
философия музыки<
...
>
Но все это только
зачатки большой музыкальной эпохи».
Важно осознавать, что Пётр Сувчинский в
музыке усматривал «дух времени»,
выражающим Историю, её сокровенную
суть. Как отмечает композитор Жерар
Массон, музыкальные темы всегда
рассматривались Сувчинским в
сопряжении с вопросами историческими,
философскими, общекультурными и в
тесной связи с развитием поэзии и прозы.
Его интересовало, в частности, появление
принципиально нового в истории. «Это
появление "новоприбывшего"
("nouveau
venu"),-
писал он,- всегда неожиданно и
непредсказуемо, несмотря на то, что на
самом деле оно готовилось. Очевидно, что
"новоприбывший" никогда не появляется
один: есть предвестники, окружение,
1...,106,107,108,109,110,111,112,113,114,115 117,118,119,120,121,122,123,124,125,126,...164
Powered by FlippingBook