Сувчинский придавал социально
психологической стороне истории важное
значение как интегратору всей
совокупности социокультурных явлений и,
вслед за Карсавиным, отводил
второстепенную роль причинно
генетическим факторам.
Познание русской революции возможно
лишь через понимание типологии
революционного субъекта, определяемой
структурой национального
миросозерцания. А русская культура, по
Сувчинскому, «концентрически» выражает
религиозно-нравственные основы
миросозерцания русского народа, где вся
проблематика жизни, всё множество
реакций на нее сосредоточено вокруг
вопроса о цели и смысле жизни.
Несовместимость же индивидуальной
личности Запада и соборной личности
Евразии служит непреодолимым барьером
для переноса ценностных установок и
ориентиров с Запада на Восток. И движущей
идеей событий, переживаемых страной
начиная с
191 7
г., является поиск единой
и надежной системы сознания и жизни,
осуществляющихся пока в неподлинном
виде в коммунистическом эксперименте.
Обладая ярким общественным
темпераментом и будучи увлеченной
натурой, граф Пётр Сувчинский всегда
находился в эпицентре культурных событий
и состоял в художественной элите Парижа.
Он переписывался с видными учеными,
политиками, философами, писателями
своего времени (Стравинским,
Прокофьевым, Пастернаком, Цветаевой,
Юдиной, Рене Шаром, Альбером Камю,
Жаном Полем Сартром, Жаном Поланам и
другими).
Будучи универсалистом, он после войны в
основном занимался музыкальной
критикой. Был составителем и редактором
известного двухтомника
«Musique Russe;
etudes reunies par Pierre Souvtchinsky» (Paris,
195З). В искусствоведении считается одним
из праотцов постмодернизма-особо
114
1
Русская история
11 - 212008
«яйцеголовым» культурологом. Вместе
с Пьером Булезам и Жаном-Луи он
основывает общество «Музыкальное
достояние»
(La Domaine musicale),
концерты
которого, посвященные современным
композиторам, в том числе- российским
(Э. Денисов и др.), были на протяжении
более десяти лет значимыми событиями
музыкальной жизни Европы.
В основу создания
«Domaine Musical»
легла
идея распространения новой музыки
послевоенного времени, пропаганда
творчества современных композиторов,
принадлежащих к самым различным
национальным школам, а также обращение
к наследию позднесредневековой
протосубьектной музыки
Ars nova.
Мотивы
деятельности Сувчинского в
«Domaine
Musical»
становятся понятны из его письма
1957
г. Б. Пастернаку: «Вот уже много лет ,
как я занимаюсь только музыкой, я
убежденный сторонник так называемой
додекафонической музыки (Шенберг, Берг,
Веберн). Благодаря этой школе, этой
"технике" стало в музыке "вдруг видимо
далеко во все концы света". Появилось
новое ощущение звука, новая выра
зительность, небывалые возможности, новая
философия музыки<
...
>
Но все это только
зачатки большой музыкальной эпохи».
Важно осознавать, что Пётр Сувчинский в
музыке усматривал «дух времени»,
выражающим Историю, её сокровенную
суть. Как отмечает композитор Жерар
Массон, музыкальные темы всегда
рассматривались Сувчинским в
сопряжении с вопросами историческими,
философскими, общекультурными и в
тесной связи с развитием поэзии и прозы.
Его интересовало, в частности, появление
принципиально нового в истории. «Это
появление "новоприбывшего"
("nouveau
venu"),-
писал он,- всегда неожиданно и
непредсказуемо, несмотря на то, что на
самом деле оно готовилось. Очевидно, что
"новоприбывший" никогда не появляется
один: есть предвестники, окружение,