Сукчинекий Пётр Петрович
(1892-1985) -
русский историк,
музыковед, философ, публицист,
литературный критик, пианист,
меценат, общественный и
политический деятель
Родился
5 (1 7)
октября
1892
г. в Санкт
Петербурге, в богатой семье председателя
правлени я русского товарищества «Нефть»,
потомственного польского дворянина,
графа Петра Шелиги-Сувчинского. Детство
провел в родовом имении под.
С ранних лет отличался разносторонней
одаренностью и широкой гуманитарной
подготовкой. Серьезно занимался музыкой,
брал уроки фортепиано и вокала, изучал
историю, имел склонность к литературе и
философии. Окончив Петербургский
университет, вошел в круг журнала, к
которому также относились
В.Э. Мейерхольд, А.М. Ремизов, С.П. Дя
гилев. Основал, финансировал и издавал
вместе с А.Н. Римским-Корсаковым
петербургский журнал «Музыкальный
современник», а вместе с Б.В. Асафьевым
-сборник «Мелос»l.
Недооцененный по сей день, Пётр Петрович
Сувчинский играл существенную роль в
интеллектуально-культурной жизни своего
времени как в России, так и в Зарубежье.
Он чувствовал новые веяния и осмысливал
их философски и исторически. Он общался
с такими выдающимися мыслителями как
Лев Шестов и Лев Карсавин. Дружил с
гениальной Мариной Ивановной Цветаевой
и с первопроходцем музыки Игорем
Фёдоровичем Стравинским, которому
помог обработать его лекции для изданной
в
1942
г. книги «Музыкальная поэтика»
(концепция «музыкального времени»,
анализ советской музыки 1920-1930-х в
пятой лекции написаны Петром
Сувчинским). Он принадлежал к той
редкой категории людей, которые всегда
способны эволюционировать, способны к
постоянному духовному росту.
Современники не раз отмечали, что его
1
Историко-биографическая справка
характеризует «стихийная тяга ко всему
свежему и обновляющемуся», как в
искусстве, так и в интеллектуальной жизни
и в истории. «Обновление плодотворно,
в то же время уточнял он,- только когда
следует рука об руку с традицией. Живая
диалектика требует, чтобы обновление и
традиция развивались и утверждали друг
друга в одновременном процессе. Что ж,
Россия видела только консерватизм без
обновления, либо революцию без
традиции
... »
Осенью
1919
г. П.П. Сувчинский создает
в Софии «Российско-болгарское
книгоиздательство», в котором вышла
первая книга евразийцев- «Европа и
человечество» князя Николая Трубецкого.
Совместно с ним, а также при участии
историка, географа и политолога Петра
Савицкого и философа и богослова Георгия
Флоровского, он основывает евразийское
движение и принимает самое активное
участие в популяризации его идей. В Софии
в
1921
г. был издан первый сборник
евразийцев «Исход к Востоку: Предчувствия
и свершения. (Утверждение евразийцев.
Книга
1)».
Петр Петрович не любил быть на виду. Одна
из главных причин постоянного ухода
Сувчинского в тень, в неизвестность, его
почти актерской мимикрии,- нежелание
быть на виду и склонность довольствоваться
только «ролью второго плана», что, как
полагают его биографы, кроется в
привычках, усвоенных им ещё в
евразийский период.
Стремление к конспирации объясняется и
тем, что после
1924
г., когда от движения
отошел Г. Флоровский, евразийство в
качестве важнейшей задачи провозгласило
распространение своих идей не столько в
эмиграции, сколько в советской России.
«И мечом, и политикой Россию не
освободить,- писал П.П. Сувчинский в
1922
г.- Она победит свой плен и, может
быть, плен всего мира внутренним ростом
и вдохновением своих культурных сил»
2
•
Втягивание в
1922-1928
гг. в чекистскую
Русская история
l l -21 2008 1
111