Петр Савицкий
и Петр Сунчинекий
переписка,
судьба евра3ийцев
Публикацию подготовила Юлия Биляловна Мелих
профессор кафедры философии естественных факультетов
Философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова,
Dr. rer. soc.
Гумбольдтавекого университета в Берлине,
доктор философских наук
1
•
Корр.: Юлия Биляловна, почему Вас
заинтересовала философия истории России
в версии евразийской исторической школы?
Ю.Б. Мелих: Мои исследовательские
интересы связаны преимущественно с на
правлением персонализма, как западноев
ропейского, так и отечественного, а в более
узком плане -с учением о личности рус
ского историка-медиевиста и религиозного
философа Льва Платоновича Карсавина
(1882 - 1952).
В евразийстве наибольший
интерес вызывают его теоретические осно
вания, поскольку именно к философеко
религиозному обоснованию евразийства
стремился Карсавин. Изучая его философ
ское наследие в
1
990-х годах, я основа
тельнее стала интересоваться духовными
истоками, концептуальными построениями
евразийства.
Корр.: Можно ли здесь сказать что-то
новое?
Ю.Б. Мелих: Бесспорно, идейное содер
жание евразийства изучено довольно глу
боко , но сейчас начинается период пере
осмысления его наследия, попытки исполь-
1
02
1
Русская истори я
11- 2 12008
зовать его применительно к сегодняшней
ситуации в России, что неудивительно,
поскольку евразийство возникло как стрем
ление обосновать целостность и единство
России- Евразии в период распада россий
ского государства после Октябрьской рево
люции, то есть во время глубочайших со
циальных трансформаций . Могу пред
положить, что идеи евразийства сохраняют
актуальность сегодня и завтра они не оста
нутся только историософией, если будет
потребность в сохранении и укреплении
единства России- Евразии.
Евразийство «остается и по сей день
истинным откровением и раскрытием
существа России и революции».
Пётр Николаевич Савицкий и Пётр
Петрович Сунчинекий являются, наря
ду с другими, основателями евразий
ства
-
одного из, пожалуй, самых ори
гинальных и значительных направ
лений в отечественной историософии.
Исходным устремлением евразийцев
было переосмысление российской ис
тории, ее места и значения во всемир-