Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 135

ционеров летом, ни отопления зимой. Бывало,
температура падала чуть не до нуля, на леса заби-
рались в валенках и ватных штанах. К тому же на
Афоне течение жизни ускорено. Замечено даже,
что «часовая» свеча сгорает там на 10–15 минут
быстрее.
– В каком составе вы работаете?
– У нас четыре главных художника. Старший
по орнаменту – Владимир Павлов, заслуженный
художник России, создавший декоративные ро-
списи в 64 храмах, в том числе большинство в
Храме Христа Спасителя. Живописью помимо
меня занимаются заслуженный художник России,
член-корреспондент РАХ Михаил Полетаев и ху-
дожник Виктор Гончаров. Есть специалисты – по-
золотчики и орнаменталисты. Основной состав –
десять-одиннадцать человек.
– В какой технике выполняется роспись? Фре-
ска?
– На Святой Горе сложился свой стиль, кото-
рый называется афонским. Расцвет его пришёлся
на рубеж XIX–XX веков. Образцы сохранились в
Ильинском и Андреевском скитах, Покровском
соборе Прибрежного Русика, в иконах Панте-
леимонова собора. Почти в каждом храме России
можно видеть иконы святого Пантелеимона и Бо-
жией Матери Скоропослушницы, выполненные
по афонскому канону. Свято-Пантелеимонов храм
решено было расписывать в этом же стиле. Он до-
статочно реалистичен и предполагает живопись по
сухой штукатурке маслом с полозотой. Поскольку
Святая Гора – удел Богородицы, основная гамма
выдержана в Её цветах: голубом, синем.
– Какие сюжеты представлены в храме?
– Общий замысел – показать триединство
истории: священной, русской православной,
афонской. В трапезной на первом этаже – святые,
просиявшие в нашем Отечестве, тысячелетняя
история русского монашества. Она начинается
в верхнем ряду с собора афонских старцев Кси-
лургу и благословения Антония. Далее – Киев
и Киевские горы на Днепре, Успенский собор
Киево-Печерской лавры, собор киевских святых.
Ниже – Успенский собор во Владимире и собор
русских святых. А завершает ряд аналогичная
композиция на фоне Кремлёвского Успенского
собора. Так мы прослеживаем путь от храма Успе-
ния Богородицы в Ксилургу через Киев и Влади-
мир до Москвы.
– Итак, трапезная посвящена русскому право-
славию?
– Преимущественно. Входящего встречает
центральная композиция второго этажа – образ
игуменьи Святой Горы. Ей предстоят Пантелеи-
мон и Силуан с одной стороны, мать целителя и
его духовник – с другой. В живописную историю
Русика включены пострижение Саввы Сербско-
го, Стефана Душана, подарившего монастырю
главную его святыню – честную главу святого
Пантелеимона. Здесь же Василий III, Иоанн IV
и другие ктиторы обители. Тысячелетие русского
православия мы представили в образах русских
святых: княгини Ольги, Владимира Святого, Бо-
риса и Глеба, Силуана Афонского, царской семьи
и новомучеников. Преемственность русского
иночества прослеживается через монастыри: По-
Благовещение Пресвятой Богородицы. Роспись храма
св. Пантелеимона в Нагорном Русике.
2016
Пресвятая Богородица. Роспись храма св. Пантелеимона
в Нагорном Русике.
2016
Год, век и тысячелетие
133
Русская история
1–2
2016
1...,125,126,127,128,129,130,131,132,133,134 136,137,138,139,140,141,142,143,144,145,...172
Powered by FlippingBook