Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 138

Дмитрий Анатольевич, цикл
работ по Афону впервые выстав-
лен в Вашей галерее
?
– В таком виде – да. Неко-
торые полотна закончены толь-
ко что, краска ещё не высохла.
Однако вряд ли можно назвать
эту экспозицию циклом. Святая
Гора – это постоянная тема, к
которой я обратился в 1997 году,
когда впервые побывал там. И с
тех пор с нею не расстаюсь.
Вы передаёте разные на-
строения, избираете разные жан-
ры – от пленэра до интерьера.
Пишете один и тот же берег в
горячий солнечный день и лунную
ночь. Но пронизывает полотна
одно ощущение – возвышенного.
– А как же иначе? Игуменья
полуострова – сама Пресвятая
Богородица. Ты находишься в
Её уделе, где сама Она является
избранным. Сегодня в Панте-
леимоновом монастыре передают
рассказы старцев, которые сами
видели Её в верхнем храме брат-
ского корпуса. Она благословила
молящихся и скрылась в алтаре.
У меня нет оснований не верить
этому. Над Афоном простёрлась
живая огромная добрая сила, и ты
ощущаешь её присутствие.
Как ею проникнуться
?
По-
стом
?
Молитвой
?
– Афон сам выбирает, когда
и как подействует. Приближе-
ние к нему бывает настолько
яркое, что волной накрывает,
когда ты ещё на пароме, пока
он движется вдоль берега от
Уранополиса. Вершина Святой
Горы будто парит в облаках.
Проплывают монастыри: Ксе-
нофонт, Дохиар, наш – Пан-
телеимонов. И – наступает об-
новление души.
Бывает иначе. Изнуряющая
жара, тяжёлый переход из мо-
настыря в монастырь, заботы о
ночлеге. И долго не наступает
того просветления, в котором
открывается чудо. Однако мо-
мент непременно настанет, сам
уклад Афона пробуждает душу.
Пройдите по монастырским
землям. Здесь возделан каждый
клочок. Мало того, плодород-
ный грунт заботливо наносят
на каменистую почву. Это мо-
нашеское послушание, которое
длится почти полтора тысяче-
летия. У меня же своё послу-
шание – писать. По афонско-
му времени полночь наступает,
когда садится солнце. Я могу не
отстоять до конца всенощную,
чтобы запечатлеть закат. Игу-
мен и братия поймут и примут
это. Молитва на Афоне может
быть соборной в храме, а может
быть, как Иисусова, творимой
во время какого-то занятия, как
у меня – рисование. Главное
для всех монастырей: сербско-
го, русского, греческого – де-
лать всё по благословению.
Многие побывавшие на
Святой Горе описывают достиг-
нутое состояние как умиротво-
рение. Это так
?
– Несомненно. И самое
умиротворяющее воздействие
производят, как ни странно,
костницы, где хранятся черепа
преставившихся насельников.
Это как мост в иное измерение:
разговор Гамлета с черепом бед-
ного Йорика уже не восприни-
мается как часть трагического
противостояния жизни и смер-
ти, а как сопоставление земной
и вечной жизни. Похоронный
Панорама Афона с вершины Святой Горы.
1999
136
Русская история
1–2
2016
1...,128,129,130,131,132,133,134,135,136,137 139,140,141,142,143,144,145,146,147,148,...172
Powered by FlippingBook