ремёсел, однако жёсткая конкуренция заставляла
мастеров искать счастья дальше от родины.
Обеспечить их заказами могла популяр-
ность поясов «геральдического типа», распро-
странённых у обитателей Волго-Камья с кон-
ца VI по VII век, в период существования I и
II Тюркских каганатов (552–744). Кузебаевский ма-
стер запас десяток басменных досок (тюрк. басма –
тиснение) и полдюжины формовочных штампов для
тиснения и штамповки ременной гарнитуры: пояс-
ных накладок, наконечников ремней. Имея ещё и
солидный набор мастер-моделей для литья деталей
пояса, он мог исполнять изделия на любой вкус и
кошелёк. Ювелир взял с собой немалый запас сырья
и материалов: восемь слитков свинцово-оловянной
бронзы и один – латуни общим весом более 9 кг. От-
литые открытым способом (с доступом воздуха), они,
скорее всего, происходили с рудников Южного Ура-
ла, Средней Азии и Восточного Казахстана. Латун-
ные заготовки для наконечников ремней, басменные
доски и формовочные штампы за 1300 лет сохранили
характерный золотистый цвет.
Вкладпопалитакжеобломки,обрезки, бракован-
ные изделия из металла и предметы, приобретённые,
возможно, у лихих людей, промышлявших грабежом
могил: смятая скифская чаша с Дона, бронзовые на-
конечники стрел, детали пряжек IV–V веков. Мастер
покупал и стеклянный бой для изготовления кабо-
шонов, вставок для накладок «под эмаль». Обломки
восьми стеклянных сосудовиранскогои среднеазиат-
ского производства с характерным «сотовым» узором
были бесцветными или светло-зелёными. В составе
клада оказались и два сломанных перстня из сердо-
лика. Это любимый поделочный камень среднеази-
атских ювелиров, бусы из него во множестве вывози-
лись из Хорезма на Север.
Скорее всего, среднеазиатский ремесленник от-
правился в путь в Прикамье ранней весной, чтобы
летом приступить к работе в поселении на берегу
Варзи.
Первыми сюда, в бассейн лесной речки, пришли
славяне с запада. Укреплённое ими Кузебаевское I
городище, относимое к именьковской культуре, слу-
жило укрытием, местом хранения продовольствен-
ных запасов и ремесленным центром.
Открытое поселение за валом
вдвое превосходило укреплён-
ную часть на высоком мысе.
На территории кузебаевской
округи постоянно проживали
50–60 человек.
Именьковцы первыми в
Среднем Поволжье освоили
плуги с железными наконеч-
никами–наральниками,а
на городищенайденысер-
пыимножество обломков
жерновов диаметром до
45 см, что говорит о раз-
витомпашенномземледе-
лии. Разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый
скот, свиней. «На мясо» убивали лосей и медведей, на
мех – бобров, куниц, белок и лисиц. Значительную
роль играло рыболовство. Судя по размерам крючков
с городища, ловили крупную осетровую рыбу, благо,
до Камы всего 10 км.
На городище ина двух близлежащих селищах вы-
явлены также находки, принадлежащие кочевникам,
оставившим в бассейне Белой памятники так назы-
ваемых кушнаренковской и караякуповской культур.
Заселение, судя по всему, носило мирный характер:
никаких разрушений, связанных с появлением груп-
пы пришлого населения, не зафиксировано.
«Всадники»-кочевники, верные своим традици-
ям избегать тяжкого земледельческого труда и недол-
го оставаться в одном месте, обременяли себя лишь
обязанностями хозяев торговых коммуникаций на
территории края и охраной его от посторонних при-
тязаний.
Конечно же уроженца великого Хорезма едва ли
могли впечатлить полуземлянки, безыскусный быт
«кузебаевцев» или стан лесных «всадников». Зато его
мастерство, связанное с некоей тайной, должно было
внушать им уважение, и отбоя от заказчиков у него не
было. В клад попало два роскошных наборных поя-
са, украшенных зернью и позолотой, семь латунных
заготовок для наконечников ремней и множество
мастер-моделей из свинцово-оловянного сплава для
изготовления деталей ременной гарнитурыи украше-
ний.
Группу «представительских» предметов состав-
ляют пряжка со щитком, где изображена обезьяна-
сайгак, подвеска с изображением женского лица,
возможно, зороастрийской богини любви Анахиты,
подвеска в виде собаки с приоткрытой пастью и, на-
конец, маленькая печать с изображением крылатого
музыканта, играющего на арфе. Средняя Азия, роди-
на мастера, будь то Согд или Хорезм, – один из древ-
нейших центров зороастризма. Возможно, он и сам
исповедовал эту религию.
Что заставило его прекратить работу, мы никогда
не узнаем, но произошло нечто экстраординарное.
Среди находок оказался недоплавленный бронзовый
слиток, а значит, ювелир собирал вещи в спешке. Он
зарыл их на самой удалённой от жилья и хозяйствен-
ных сооружений площадке близ вала городища и за-
брать их уже не сумел.
Накладка, выполненная под
выемчатую «эмаль».
Бронза,
стекло, выколотка, резка,
сверление, пайка, позолота
108
Хранители
Накладка с перегородчатой «эмалью».
Бронза, стекло, резка, пайка, тиснение